50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 20% испытуемых (2 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети этой категории активны в общении; умеют слушать, понимают речь; общение строится с учётом ситуации; эти дети легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета. У детей этой категории сила звучания голоса соответствует норме, речь плавная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует; зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.
4.Социометрический анализ
Результаты диагностики социометрического анализа на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в социоматрицах (см. приложение)
По результатам социометрического анализа на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе все дети имеют благоприятный статус. 20% детей (2 человека: Андрей С., Настя Н.) в экспериментальной группе относятся к статусной категории "предпочитаемые", в контрольной группе нет детей, относящихся к этой статусной категории. 80 % детей (8 человек - Алексей В., Витя Л., Катя О., Наташа Т., Наташа С., Оля М., Полина К., Юра Г.) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек – Алина Л., Аня М., Костя Б., Маша О., Марина Д., Олег К., Яна Ч. ) в контрольной группе относятся к статусной категории "принятые" и имеют благоприятный статус в группе, что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. В экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента ни один ребенок не относится к неблагоприятной статусной категории, а в контрольной группе 30% детей (3 человека) имеют неблагоприятный статус в группе: 20% детей ( 2 человека - Даша М., Кирилл К.) относятся к статусной категории "непринятые"; 10% испытуемых (1 человек – Миша П.) в контрольной группе имеют статусное положение "изолированные".
На основании социоматриц можно также сказать о характере взаимоотношений в группах. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, на контрольном этапе прослеживается достаточная сплоченность внутри коллектива группы, также прослеживаются взаимные симпатии между некоторыми мальчиками и девочками, микроклимат в группе положительный.
Также по результатам таблиц был определен уровень благополучия взаимоотношений в группах (УБВ). Как в экспериментальной, так и в контрольной группах УБВ достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом. Важным показателем УБВ также является "индекс изолированности", который не должен превышать 15-20%; в экспериментальной группе он равен 0%, а в контрольной 10%.
5. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций
Результаты диагностики включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 12.
Таблица 12 Результаты включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Уровень развития |
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника |
Характер участия в действиях сверстника |
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику |
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения | ||||
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. |
Эксп. Гр. |
Контр. Гр. | |
Высокий |
70% |
30% |
50% |
40% |
40% |
30% |
50% |
20% |
Средний |
20% |
60% |
40% |
50% |
50% |
60% |
40% |
60% |
Низкий |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
10% |
20% |
Образование, педагогика, воспитание:
Подготовка к обучению грамоте
Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждения тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешним воздейс ...
Содержание подготовки детей к школе
Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает ...
Методика формирования морфологического строя речи
Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может ...