В контрольной группе на контрольном этапе эксперимента, так же, как и на констатирующем этапе, преобладает средний уровень проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику). Это говорит о том, что большинство детей в этой группе проявляют равнодушие и незаинтересованность в действиях сверстника; дошкольники имеют демонстративные оценки действий сверстника, т.е. они либо сравнивают с собой, либо ругают и насмехаются над сверстником; Большая часть детей не сопереживает сверстнику, они проявляют положительную эмоциональную реакцию при неудачах другого ребенка и поощряют порицание действий сверстника взрослым; дошкольники в большинстве случаев проявляют провокационную помощь, неохотно, под давлением сверстника или прагматическую, когда сами выполнят задание.
6. Большая часть детей в экспериментальной группе (60%) к высокому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Эти дети справились с заданием: безошибочно понимают эмоциональное состояние собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, дают развернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека, дети легко понимают настроение людей, дифференцируют их поступки, оценивают действия.
В контрольной группе по 40% детей относятся к низкому и среднему уровням умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Т.е. большинство детей в контрольной группе либо частично справляются с заданием, либо не справляются с ним совсем.
Сравнительный анализ результатов позволяет проследить динамику развития процесса общения в старшем дошкольном возрасте от констатирующего этапа к контрольному.
1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях представлен в таблице 14 и на рисунке 1.
Таблица 14 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях
Уровни развития навыков культуры общения у дошкольников |
Экспериментальная группа (количество детей в %) |
Контрольная группа (количество детей в %) | ||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Высокий |
10 |
60 |
10 |
10 |
Средний |
40 |
30 |
70 |
70 |
Низкий |
50 |
10 |
20 |
20 |
Образование, педагогика, воспитание:
Определение объёма исследований
Определить оптимальное количество исследуемых помогает знание некоторых общих положений. По количеству исследуемых следует различать два вида выборочной совокупности: для опытных групп (экспериментальных и контрольных) и для «массовых» исследований. Первая всегда будет меньше, чем вторая. Если для ...
Организм ребенка как саморазвивающаяся и
саморегулирующаяся система
Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека. Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, к ...
Изучение уровня речевой готовности к школе
Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема слова ...