Рис. 2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации)"
После реализации развивающей программы в экспериментальной группе наметилась тенденция к повышению уровня развития диалогического общения среди испытуемых. На констатирующем этапе эксперимента дошкольников с высоким уровнем было 10% (1 человек), а на контрольном детей этой категории стало 50%, т.е. после проведенных развивающих занятий дети научились давать полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы; для детей стали присущи такие характеристики, как доброжелательный, спокойный тон общения, внимание к речи собеседника, использование речевого этикета.
На констатирующем этапе эксперимента средний уровень развития диалогического общения имели 20% испытуемых, после проведенных занятий дошкольников этой категории стало 40%. Дети этой группы дают неполные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре речевой этикет; эти дети не всегда внимательны к речи собеседника и у них не всегда доброжелательный и спокойной тон общения. Проведенные развивающие занятия способствовали уменьшению количества испытуемых с низким уровнем развития диалогического общения, не способным самим вступать в контакт с окружающими, (с 70% на констатирующем этапе эксперимента до 10% на контрольном этапе). Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета. Реализация развивающей программы способствовала тому, что большинство испытуемых, находящихся до проведения занятий на низком уровне, после их проведения переместились на средний, а также высокий уровни, а те дошкольники, которые на констатирующем этапе имели средний уровень развития диалогического общения на контрольном этапе переместились на высокий уровень. Таким образом, можно утверждать, что прослеживается положительная динамика в развитии диалогического общения испытуемых в выборке: владение речевыми оборотами для установления контакта, легкость контактирования, умение отвечать на вопросы, умение задавать вопросы в ходе диалога, умение слушать собеседника, умение своевременно вступить в диалог, умение завершать разговор.
3. Методика "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой). Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) представлен в таблице 16 и на рисунке 3.
Таблица 16 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по методике "Изучение речевых коммуникативных навыков" (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)
Уровни развития речевых коммуникативных навыков |
Экспериментальная группа (количество детей в %) |
Контрольная группа (количество детей в %) | ||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Высокий |
10 |
50 |
20 |
20 |
Средний |
30 |
40 |
50 |
50 |
Низкий |
60 |
10 |
30 |
30 |
Образование, педагогика, воспитание:
Разработка плана исследования особенностей образовательной сети школ г.
Березовского
В настоящий момент для введения профильного образования у школ г. Березовского отсутствует информированность об его внедрении. Школы не против того, чтобы ввести профильное обучение. Объектом исследования является сегодняшнее состояние образовательных учреждений. Предметом исследования являются: 1) ...
Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка в Российском законодательстве
Конституция Российской Федерации и права ребенка Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе "Права человека" Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россие ...
Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях
общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...