Специфика проектирования содержания дистанционного обучения в том, что оно должно осуществляться по модульному принципу, предполагающему:
построение программ обучения из образовательных модулей;
установление для каждого модуля определенных образовательных кредитов, из которых складывается образовательный стандарт на освоение программы подготовки и переподготовки обучаемых;
предоставление обучающимся возможности определения собственной образовательной «траектории» в открытом образовательном пространстве.
В роли модулей могут выступать как учебные курсы в целом, так и конкретные темы, если они отвечают требованиям завершенности (целостности). Требования к содержанию модульного курса, используемого в дистанционном обучении, подробно описаны, в работе С.Щенникова. В этой же работе автор определяет основные организационные формы учебного процесса в открытом дистанционном образовании: презентация (вводный семинар), самостоятельная работа с учебным материалом, конференция, тьютериал (семинар), самостоятельная работа над проектом, воскресная школа, экзамен. Каждый учебный курс как целостный модуль должен содержать все базовые оргформы, что позволяет обеспечить его завершенность с точки зрения целей, содержания и видов осуществляемой студентами деятельности. Учебные блоки должны включать, как минимум три оргформы: самостоятельную работу с учебным материалом; самостоятельную работу над проектом; семинар (тьютериал) и (или) воскресную школу.
Для обеспечения качества образования в системе открытого дистанционного образования и реализации основных его функций (информационной, деятельностной, креативной и развивающей) необходимо обеспечить гармоничное сочетание педагогических, информационных и управленческих технологий, основными из которых являются педагогические и информационные, управленческие же создают условия для успешного проведения образовательного процесса.
Однако, помимо всех отмеченных положительных сторон дистанционного обучения ему присущи и некоторые весьма существенные недостатки:
проблема возможного устаревания знаний еще до окончания обучения, так как срок изучения дисциплин в достаточной степени условен;
проблема сохранения целостности образования, которая состоит в том, что не завершив изучения определенной дисциплины, слушатель берется за другую, разрывая при этом межпредметные связи дисциплин между собой;
проблема идентификации личности обучаемого, которая особенно актуальна во время контроля знаний и умений слушателя, находящегося зачастую за многие сотни километров от преподавателя.
Указанные проблемы могут быть частично или полностью сняты за счет постоянного целенаправленного процесса обновления содержания преподаваемых дисциплин, за счет кластеризации учебного процесса, за счет использования новых информационных технологий обучения и контроля знаний слушателей.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в образовательном пространстве России появилась новая система образования – дистанционное образование. «Дистанционное образование» можно определить как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, и реализуемый в специфической дидактической системе, включающей в себя элементы (подсистемы): цель; содержание; обучающие, обучающиеся, методы, средства; формы; материально-техническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое, идентификационно-контрольное и маркетинговое обеспечение учебного процесса».
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности формирования географических
представлений через процесс ознакомления с природой Родного края
История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей ...
Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально
развивающимися сверстниками
В младшем школьном возрасте у детей с легкой степени умственной отсталости отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Произносительная сторона речи Недоразвитие речи прежде всего ...
Знакомство с деятельностью учителя-предметника
Особенности программы, по которой работает учитель – Бедаш Наталья Николаевна в своей работе использует программу Владимира Васильевича Пасечника, корректируя ее в зависимости от учебных возможностей учащихся. Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учите ...