Золотая педагогика

Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка

Другое о педагогике » Роль коммуникативно-прагматических аспектов в формировании межкультурной компетенции учащихся средствами английского языка » Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка

Страница 3

С целью включения лингвокультуроведческой информации в ситуативно-коммуникативную деятельность учащимся предлагаются:

–поисково-игровые задания, направленные на: развитие остроты социокультурной наблюдательности; выявление сходств и различий социальных и культурных особенностей иноязычной и родной культур;

–культуроведчески-ориентированные дискуссии;

–культуроведчески-ориентированные проекты, направленные на: добывание информации об иноязычной культуре, развитие навыков коллективно-групповой работы; развитие культурного творчества; сопоставление родной и иноязычной культур;

–культуроведчески-ориентированные ролевые игры / проблемно-коммуника-тивные иноязычные задания направлены на: выявление особенностей поведения в соизучаемых культурах; выявление особенностей речевого поведения в иноязычной культуре;

–дебаты: «за и против», дебаты, основанные на тексте, книге, мини-дебаты (дебаты со списком).

С целью культурного самоопределения на стадии рефлексии-анализа старшеклассники выполняют:

–задания на культурное самоопределение;

–задание на определение настроения в группе;

–задание «пойми меня» (диалог-обмен мнениями к обсуждаемой тематике);

–задания на выявление культурных сходств и различий между представителями русской и английской культур;

–задания на определение учащимися своего места и роли в культуре, мире;

–решение проблемных ситуаций (индивидуальный / групповой совет);

–решение межкультурных затруднений.

В связи с тем, что основной целью представленной в исследовании модели является обучение устноречевой практике, и в частности диалогическому дискурсу, мы считаем логичным взять за основу также типологию упражнений, предложенную Х.Е. Пифо. В соответствии с идеями зарубежных дидактов, упражнения, направленные на формирование навыков говорения на иностранном языке, подразделяются в целом на уровни: упражнения, подготавливающие говорение; упражнения, организующие и структурирующие говорение; упражнения, имитирующие устную коммуникацию.

Для формирования межкультурной компетенции необходимо включать межличностное общение с носителями языка, приглашая представителей иноязычной культуры на уроки. Зачастую у учащихся возникает проблема преодоления психологического барьера, когда даже при достаточно высоком уровне владения языком они не могут вступить в прямую коммуникацию с носителем языка из-за неуверенности в себе, страха совершить ошибку, незнания норм этикета и правил вежливости, боязни обидеть собеседника. Чтобы преодолеть подобные трудности, учитель должен тщательно продумать структуру урока и включить в нее такие виды деятельности, которые помогли бы снять психологическое напряжение и создать располагающую к общению атмосферу. Это могут быть нетрадиционные формы урока:

– урок в форме «круглого стола»;

– урок-гостеприимство;

– урок-презентация.

Рассмотрим предложенные формы более подробно.

Урок в форме «круглого стола» представляет собой групповую работу учащихся, коллективную работу. Учитель заранее выбирает определенную тематику, разрабатывает план проведения урока. Заранее объявленная тема такого урока и те вопросы, ответы на которые желательно бы было подготовить. Тема должной быть актуальной, и вызывать интерес и желание у учащихся говорить. Безусловно, учащихся следует заранее предупредить об уроке с присутствием гостя, что подготовленные детьми вопросы к гостю, и выбранная учителям тема послужили опорой для вступления в диалог с представителем иноязычной культуры. Постепенно учащиеся (не все, а наиболее раскрепощенные) отойдут от заготовленных заранее тем и вопросов, полностью погрузятся в общение.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Технологии преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Динамичность общественной жизни диктует потребность в изменениях даже, казалось бы, универсальных форм обучения. Например, с течением определенного времени специалисты, анализирующие опыт преподавания происхождения сущности права и государства в современной школе, пришли к выводу о недопустимости о ...

Дидактические материалы и методика их использования
Дидактические материалы подразделяются на: а) фабричные (самостоятельные и контрольные работы по 4-6 вариантам); б) самодельные: карточки для индивидуальной работы (для сильных и слабых учеников), карточки для фронтальной работы, карточки для устного счёта. Назначение “Дидактических материалов”: по ...

Формирование репродуктивных и рецептивных грамматических навыков
Разный характер действий, лежащих в основе рецептивной и репродуктивной деятельности ставит на первое место задачу развития продуктивных и рецептивных грамматических навыков и умений, выработку грамматических механизмов речи. Поэтому упражнения занимают центральное место при обучении иностранному я ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru