Автоимитация является хорошей подготовкой для подражания речи других. Сначала ребенок подражает тем звукам окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых хорошо видит, а затем звуки повторяются в основном по слуху. К восьмому—девятому месяцу такое подражание становится любимым занятием ребенка. На десятом месяце дитя подражает и таким звукам окружающих, которые самостоятельно еще не произносит: вау-вау, кис-кис, ту-ту, тик-так.
В этот период произносятся и такие звуки, которых нет в системе даже родственных языков, и такие, которые невозможно письменно обозначить. Далее у ребенка происходит лепетное сочетание слогов с ударением на первом слоге, постепенно появляются ритмические сочетания разных слогов с таким же ударением (тэн-та, кэн-бэ). Это уже словоподобный лепет. В этот период звуки лепета менее связаны с инстинктивными реакциями, т.е. часть из них приобретает характер условных рефлексов, что содействует овладению звуками речи окружающих. Постепенно лепет полностью угасает, во-первых, потому, что для него нет подкрепления в речи взрослых, во-вторых, потому, что в нем нет социальной значимости вторых сигналов. В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.
На основании условных связей с семи—восьми месяцев, по Н. М. Щелованову, ребенок уже понимает несколько слов, означающих особенно ярко окрашенные вещи, звучащие, двигающиеся предметы, людей, которых ребенок наиболее часто видит. Сюда же относятся игры и просьбы, при которых ребенок по слову производит движение ("Дай ручку" и пр.). Ребенок хлопает ручонками при слове ладушки, машет руками при слове до свидания. С девяти — десяти месяцев выполняет поручения: "дай", "принеси" (сначала взрослые показывают предмет). При этом он еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова.
Следовательно, ведущую роль в развитии понимания речи в этом возрасте, как отмечает А.А. Люблинская , играет активность окружающих, все лучше понимающих ребенка, а главное — "разговор" матери с еще не говорящим ребенком, когда она на всякие его движения реагирует речью, учитывая его состояние и помогая ему: - "Ой, как мы голодны".
Лепетные слоги уже во второй половине первого года постепенно синтезируются ребенком на основе рефлекса подражания в первые, лепетные слова — нечеткие, с неполным составом звуков. У ребенка устанавливаются условные связи между этими звукосочетаниями и раздражителями первой сигнальной системы. Эти связи чрезвычайно умножаются и дифференцируются в последующие возрастные периоды в практике воспитания, обучения и образования трудовых актов.
У ребенка возникает усиленная потребность в речи — часто он в целях удовлетворения своих желаний просит мимикой, жестом. Мать подхватывает эти движения словами: "Ну скажи — мама, дай мяч" и т.п. Дитя понемногу начинает повторять за матерью, а около полутора — двух лет начинает говорить отдельными коротенькими фразами. До исхода второго года у детей наблюдается как бы механическое повторение слов, концов вопросов, концов услышанной фразы. По-видимому, здесь проявляется внутренняя речь, помогающая понять услышанное. Итак, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело.
Первоначально слово означает и объект, и цель, и средство действия , отмечает В.В.Бунак, т.е. является предложением. Например, словом "мяу" ребенок означает: 1) "Вот кошка", 2) "Кошка, уйди", 3) "Кошка, приди", 4) "Боюсь кошки", 5) "Дай кошку" и т.д. В этом проявляется ситуативность речи малышей на основе генерализации многих условных раздражителей: здесь слово выражает собой целую ситуацию. Переход от слова-предложения к предложению из нескольких слов требует умения расчленить слитность ситуации на отдельные компоненты, это происходит при наличии у ребенка 40 — 60 слов, обычно в возрасте 1—2 лет, отмечает А.А. Люблинская. Лишь впоследствии, с возникновением у ребенка определенного содержания, т.е. понимания слова, оно выделяется из сформировавшегося предложения как часть его.
Образование, педагогика, воспитание:
Система работы воспитателя, направленная на полоролевую социализацию детей
среднего дошкольного возраста
Задача формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы путём специально организованных мероприятий положительным образом влиять на культуру общения, поведения, взаимоотношения между мальчиками и девочками. 1. Мы разработали систему работы воспитателя, направленную на полоролевую социализацию дет ...
Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию
одаренного ребенка
Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами, которые и создают его индивидуальность. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу о том, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с о ...
Музыкальное образование как важный компонент развития школьника
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает мать, оказывает влия ...