Конкретные исторические представления создаются у учащихся, прежде всего, силой живого слова учителя путём яркого изложения учителем исторического материала. Но каждый учитель знает, как трудно обеспечить точные и полноценные исторические представления при помощи одного только словесного описания исторических событий. Об этом свидетельствуют пробелы и искажения, нередко имеющие место в представления учащихся об исторических событиях, если они ознакомились с ними только на основе устного изложения учителя или по тексту учебника.
Вот почему на уроках истории нужно такое слово учителя, которое опиралось бы на уже имеющиеся у учащихся конкретные исторические представления и обеспечивало бы их дальнейшее обогащение. Это достигается с помощью различных средств и приёмов конкретизации в изложении учителя.
Вторая трудность, с которой встречается учитель в решении задачи создания и обогащения исторических представлений своих учеников, связана с исключительным богатством и разнообразием исторических образов, заключённых в содержании школьного курса истории. Необходимо иметь в виду, что о многих явлениях прошлого дети узнают на уроках истории. На учителе лежит ответственность за правильность представлений, которые при этом создаются у школьников.
Но разве можно за краткие часы уроков дать более или менее конкретное историческое представление о множестве исторических явлений, содержащихся в школьном курсе? Можно, так как в работе по созданию исторических представлений речь идёт не о хаотичном и неисчерпаемом нагромождении, а о системе представлений, относящихся к определённому историческому комплексу. И в центре каждой мы выделяем два-три опорных образа, раскрываемых с наибольшей конкретностью. Остальные образы, относящиеся к данной системе, могут быть охарактеризованы с меньшей конкретностью. Основными методами, с помощью которых у учащихся создаются живые представления о прошлом, являются:
- живое слово учителя, его яркий рассказ, картинное описание, красочная характеристика, подкреплённые разнообразными приёмами конкретизации;
- средства изобразительной и предметной наглядности;
- использование художественной литературы.
Исторические понятия, как и представления, являются отражением в нашем сознании объективной исторической действительности, но они отражают её глубже, полнее, шире: в историческом понятии схвачены, отражены общие существенные черты множества исторических явлений.
Они необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Методисты Вагин, Карцов, Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку раскрывались их новые стороны, существенные признаки, связи, отношения с другими понятиями.
Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типичные черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обогащенной форме.
Формирование исторических понятий происходит в неразрывной связи с образованием исторических представлений и на их основе, которая заключается в том, что в самом историческом представлении, которое создаётся у учащихся, уже заложены элементы, необходимые для обобщения, для формирующегося понятия. Исходным материалом в создании исторических представлений является целостная картина. Она-то и обеспечивает тот момент живого созерцания, который необходим для живости и конкретности представления. Но это не значит, созданием целостной картины исчерпывается работа по формированию даже простейших понятий. С первых шагов обучения истории необходима специальная работа по развитию понятийного исторического мышления школьников.
Образование, педагогика, воспитание:
Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...
Поиск и отбор натуры. Работа над эскизами. Использование оригинальных и
традиционных приемов графики в процессе выполнения работы
Вопрос о технике и материале, в котором будет выполнена практическая часть дипломной работы, не стоял. Было решено, что работы должны быть выполнены в графике, карандашом и на бумаге. Выбор темы тоже был недолгим. Так как Архитектурные памятники Уфы поражают и завораживают. Когда тематика практичес ...
Передача состояния времен года в картинах художников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прис ...