Актуальность темы исследования определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате, многие из них готовы брать пример с Андропова, Бендеры, Лужкова, Березовского, Бисмарка. Нетрудно представить, кто может вырасти на идеалах Гитлера, Распутина или Казановы, не вмешайся учитель в процесс формирования у учащихся отношения к этим и другим историческим личностям. Большинство личностей выражали интересы определенных групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем это проявлялось - вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. А без этого и история неполноценна и личности входят в нее будто только из-за имени, а не деятельности. При изучении личности, главное всесторонняя оценка ее деятельности, роли персоны в истории.
Исходя из вышесказанного, в качестве изучения персоналий были взяты личности Александра 1, Наполеона Бонапарта и Кутузова, сыгравшие значительную роль в истории России.
Объектом исследования является процесс изучения исторических персоналий в школьном курсе истории Отечества 8 класса.
Предметом исследования были содержательная и методическая стороны изучения личности Наполеона Бонапарта, Александра 1 и Кутузова в теме «Россия в первой половине Х1Х века» в курсе истории России 8 класса.
Анализ научной литературы позволил выделить рабочую гипотезу.
Изучение персоналий в школьном курсе истории будет эффективно при следующих условиях:
- использование ориентационной основы действия – памятки по изучению персоналий;
- отбор содержания, позволяющий раскрыть биографические данные личности, ее вклад в историю и влияние на ход истории;
- использование различных методов, приемов, позволяющих осветить личность с различных сторон;
- разработка уроков различных типов, таких как урок-портрет, урок-эссэ, интегративный урок, урок, основанный на мемуарной литературе и т.д., использование мультимедийных технологий, организация самостоятельной деятельности учащихся.
Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе анализа достижений психолого-педагогической науки, обобщения передового опыта учителей истории разработать и апробировать методику изучения персоналий для восьмых классов, определить методические приемы изучения личностей.
Достижение этих целей потребовало реализации следующих задач:
А) выявление основных сложностей при изучении исторических личностей;
Б) определение уровня заинтересованности учителей и учащихся в изучении персоналий;
В) определение методических условий усвоения учащимися материала о личностях;
Г) отбор исторического содержания по проблеме исследования;
Д) проверка эффективности разработанной системы заданий для экспериментальных уроков.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме изучения личностей в средней школе; педагогическое наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; опрос; констатирующий и формирующий эксперименты.
Организация и ход исследования: Исследование проводилось в течение трех лет(2005-2008 гг.)
На первом этапе(2005-2006 гг.) велось изучение материала о личностях и отбор содержания для разработки экспериментальных уроков.
На втором этапе(2006-2007 гг.) проходило изучение научной литературы по проблеме исследования, проводились констатирующий и поисковый эксперименты, разрабатывалась методика изучения персоналий.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) шла апробация разработанной экспериментальной методики, проверялась ее эффективность, шло литературное оформление работы.
Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы. Экспериментальные уроки содержат ранее не использовавшиеся в школе материалы из художественной и научно-популярной литературы, позволяющие изучать персоналии в школьном курсе истории России, также методические рекомендации по изучению личностей. Создана система заданий, разработан комплекс средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, выделены методические условия изучения персоналий на уроках истории в восьмых классах.
Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что методические рекомендации могут быть использованы при разработке элективных курсов по изучению личностей; разработки экспериментальных уроков можно применять на практике учителями истории при подготовке тематического планирования, на их основе возможно подготовить сценарий внеклассного мероприятия.
Образование, педагогика, воспитание:
Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...
Формирование репродуктивных и рецептивных грамматических
навыков
Разный характер действий, лежащих в основе рецептивной и репродуктивной деятельности ставит на первое место задачу развития продуктивных и рецептивных грамматических навыков и умений, выработку грамматических механизмов речи. Поэтому упражнения занимают центральное место при обучении иностранному я ...