Золотая педагогика

Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории

Страница 4

Процесс формирования исторического понятия складывается из следующих моментов:

1) создание целостной картины исторического явления (красочный рассказ или описание), в которой отобраны и включены все существенные признаки явления;

2) вычленение существенных признаков явления;

3) сообщение термина, закрепляющего данное понятие;

4) определение понятия;

5) упражнение в использовании нового понятия, в употреблении нового термина на данном и последующих уроках;

6) выработка умения оперировать новым понятием, применять его для познания нового исторического материала или для анализа его с новых точек зрения.

Одним из видов работы с историческими представлениями является создание представлений об исторических личностях. Личность определяется «совокупностью свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п.». Индивидуальность – это «совокупность характерных, своеобразных черт, отличающих какого-либо человека от другого; человек как носитель личных, характерных для него признаков, свойств; личность».

Исходя из терминологических определений личности, персоны, историческими личностями можно считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории.

Личности в истории условно составляют три группы:

- по положению (наследственные правители);

- по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, крупные учёные и т.п.);

- по «заслугам» отрицательным (гонители просвещения, террористы, авантюристы и т.п.).

Право быть на страницах учебников истории, в первую очередь, должны обрести те, кто максимально способствовал благу и процветанию человечества. Но кто является таковым? Если следовать В.И. Ленину, «исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками».

В ХХ в. в учебниках истории России превозносилось величие Александра 111 и Николая 11 (до 1917 г.), В.И. Ульянова (с 1917 г. до рубеже 90-х гг.), И.В. Джугашвили (Сталина) (с середины 20-х до середины 50-х гг.), Л.И. Брежнева (с середины 60-х до начала 80-х гг.). Между этими именами встречались С. Разин, К. Булавин, П. Болотников, Л. Троцкий, Н. Бухарин, и др., то есть те, кто в той или иной форме выступали против существовавших до 1917 г. режимов или становился «врагом народа» в советское время. Таким образом, часть лиц попадает на страницы учебников по идеологическим признакам. Но кто из них действительно и в какой мере думал о благе и процветании россиян, что дал народу? И кого из них можно отнести к великим?

Гегель считал великим человеком того, кто может воплотить в словах волю своей эпохи, сказать своей эпохе, в чём её воля и выполнить её. То, что он делает – сердцевина и суть его эпохи, через него проявляется эпоха.

Английский историк Э. Карр попытался определить великих людей исходя из того, каким путём они таковыми стали. «Великий человек, - отмечал он, - всегда представитель или существующих сил, или сил, созданию которых он способствует, бросая вызов существующей власти.

Авторы поступают правильно, находя место на страницах истории созидателям и консерваторам, победителям и побежденным, реформаторам и контрреформаторам.

Говоря о количестве личностей, подлежащих изучению учащимися, необходимо иметь в виду, что оно не может быть одинаковым в учебниках для первого и второго концентров. Кроме того, перегрузка учебников и занятий именами вряд ли будет способствовать глубокому усвоению материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Развитие российского законодательства в области образования
Преемственность образовательных традиций в современной российской высшей школе требует изучения истории становления российского образовательного права. Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации до 1992 года не было. Современное образовательное право возникл ...

Воспитание нравственных чувств у детей,как средство подготовки детей к обучению в школе
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и ...

Функции и средства педагогического общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности. Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для р ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru