К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит:
- эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т. д.).
- Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) , «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» . Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью. Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
Итак, мы определили факторы, наличие которых у педагога приводит с совершенствованию педагогической деятельности.
Теперь необходимо выявить уровень компетенций педагога.
Для определения уровня психолого-педагогической компетентности было использовано анкетирование с помощью следующих методик:
- Методика «Психологическая компетентность учителя»;
- Методика «Профессиональные установки»;
Анализ данных методик показал, что в профессиональные установки в основном гуманные , но при этом метод «психологической компетентности учителя» показывает на малую степень.
Это говорит о том, что необходимо повышать уровень психологической компетентности, который будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности.
Рекомендации по программе совершенствования педагогической деятельности педагога:
- стимулировать учителей к постоянному самоанализу и самооценке своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности;
- приглашать специалистов: физиологов, психотерапевтов, психологов для индивидуальной и групповой работы по проблеме психолого- педагогической компетентности учителя с педагогическим коллективом;
- внедрять в школьную практику диагностические и коррекционные методики по самопознанию и саморегулированию своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности.
Методические рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности:
1.выработать и осознать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, педагогического общения;
2.изучать литературу по проблеме психолого-педагогической компетентности;
3.постоянно заниматься самопознанием своих личностных и профессиональных особенностей, чтобы полностью использовать свои возможности в учебно-воспитательном процессе;
4.выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, что позволит своевременно выявить профессиональные затруднения и ошибки;
5.осознать, что умение разрешать конфликтные ситуации на практике является жизненно необходимым и отрабатывать у себя практические навыки решения конфликтных ситуаций;
Образование, педагогика, воспитание:
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Главные задачи и основы содержания уроков чтения
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. ...
Типы педагогических задач и их характеристика
По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом п ...