Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это прежде всего целеположенность, мотивированность, предметность. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
«I — (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный.
IV — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.
V — (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный»
Психологически целостная педагогическая деятельность имеет следующие компоненты: 1) постановка учителем педагогических целей и задач; 2) выбор и применение средств воздействия на учащихся; 3) контроль и оценка, т.е. педагогический самоанализ.
Таким образом для совершенствования педагогической деятельности педагог должен быть прежде всего компетентен в своей области.
Н.В. Кузьмина выделила в педагогической деятельности три компонента:
1.Конструктивный компонент. Он, в свою очередь, распадается на 3 составляющих:
а) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса),
б) конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся),
в) конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
2. Организаторский компонент. Он связан с включением учащихся в различные виды деятельности.
3. Коммуникативный компонент. Педагог должен выстраивать целесообразующие отношения с учениками, родителями, спонсорами и т.п.
Из выделенных П.Ф. Каптеревым объективных и субъективных факторов, необходимых для педагогической деятельности, можно увидеть, какими свойствами профессионализма должен обладать педагог, для наиболее эффективного осуществления своей профессиональной деятельности и ее совершенствования:
- первое свойство – объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в знакомстве с общими дидактическими принципами и, в знании детской натуры; - второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.
При этом каждый педагог — это личность.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные.
Образование, педагогика, воспитание:
Основные принципы внеклассной работы
Условием успешной реализации регионального компонента образованием является его кадровое и научно - методическое обеспечение. Способность учителя связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона, его исторической, географической, экономической, социальной, экол ...
Разработка письменного инструктирования
Письменное инструктирование является одним из методических приемов проведения основной части урока производственного обучения в мастерской. Этот прием позволяет наладить самостоятельную работу учащихся по выполнению учебного задания. Нам известно четыре основных вида документации письменного инстру ...
Интенсивная методика
В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества и на всех этапах формирования личности и специалистов. Также актуальна она и для обучения иностранным языкам. Поиски оптимальных путей решения этого вопро ...