Исследования показали, что игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений (А. Люблинская, Р. Римбург, В. Черков, Р. Жуковская, др.).
Рассмотрению игры как многообразной практической познавательной деятельности ребенка большое внимание уделяет А. Люблинская, которая обрисовала игру как форму приобретения и уточнения знаний, средство действенного усвоения знаний, как способ перехода от незнания к знанию. А. Люблинская видит в игре проявление мыслительной деятельности ребенка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребенком явления и последующего синтеза.
В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Вопросы, споры, возникающие между детьми в процессе игры, способствуют расширению их кругозора, углублению интереса к познанию окружающего мира. Детские познавательные интересы в таких случаях развиваются как потребность в дополнении имеющихся у них знаний, в их «углублении и расширении».
Познавательные интересы детей, развиваясь в дидактических играх, содействуют переходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, находчивости, развитию воображения, памяти, речи, способствуют становлению личности.
Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных и психофизиологических возможностей и максимально развивать способности каждого. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение звуков, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Кроме формирования логического мышления, происходит развитие психических процессов: внимания, памяти: от непроизвольного вида к произвольному. Исследованиями В.А. Крутецкого установлено, что в игре ребенок может запоминать в два раза больше, чем под прямым обучающим воздействием взрослого.
Игровая обстановка, многообразие взаимоотношений, в которые дети вступают во время игры, активизируют и одобряют самых застенчивых, побуждая их переходить от молчаливого отказа к активному участию в игре. Вследствие этого преодолеваются замкнутость, неверие в свои силы, пагубно воздействующие на детей, оторванных от коллектива. Это объясняется тем, что в процессе игры у детей создается равное положение с остальными участниками, появляется доверие к своей памяти и своим способностям, развивается общность коллективных переживаний, формируется положительная самооценка, прививается доброе и веселое настроение, одновременно возрастает удовольствие от результата игры, стремление играть лучше, появляется радость творчества.
Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контроля, которые осуществляются через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебного процесса.
Образование, педагогика, воспитание:
История «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой. Именно ему принадлежит разработка теоретических и прак ...
Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции
В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой,способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, ...
Проектная методика
Преподавание иностранных языков, являясь составной часть общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было ...