Проведя наше исследование, мы считаем, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю оставшуюся жизнь.
Прежде всего, для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.
Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.
Мы предлагаем воспитателям детских садов примерное планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков умладших дошкольников.
Цель: подбор комплекса игр, занятий, способствующих формированию навыков личной гигиены у младших дошкольников.
Задачи:
1.Выделить соответствующие педагогические методы и приёмы для формирования навыков личной гигиены;
2.Подобрать программное и учебно-методическое обеспечение позволяющее достичь поставленной цели;
Принципы:
воспитывать личность в процессе деятельности;
соблюдать единство требований со стороны взрослых к воспитаннику и уважение его личности;
сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельной деятельностью детей;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для осуществления такой длительной программы, необходимо подобрать комплекс игр направленных на формирование культурно- гигиенических навыков мытья рук и личной гигиены. Например, занятие «Умывалочка». В период проведения занятия, воспитатель ставит цель - научить ребенка умываться, пользоваться зеркалом, полотенцем; создание у ребенка положительного отношения к мытью рук, объяснить ему необходимость этого и значение. Занятие «Почистим зубки». Цель - научить ребенка чистить зубы. Занятие «Фонтанчики». Цель – научить ребенка полоскать рот. Игра «Кукла заболела», «Носики-курносики». Цель - научить ребенка пользоваться носовым платком.
Игра: «Мыльные перчатки. Пузырики». Цель - учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи. «Кукла Маша обедает». Цель - закрепить знания детей о столовой посуде; воспитывать культуру поведения во время еды.
В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию культурно - гигиенических навыков активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе заключается воспитании привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; совершенствовать навыки еды и научить детей быстро одеваться и раздеваться, соблюдая порядок в шкафу.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика диагностической программы исследования общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и ко ...
Цель и задачи констатирующего эксперимента. Характеристика детей,
участвующих в экспериментальном исследовании
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Подобрать методические рекомендац ...
Изучение народного искусства в начальной школе на уроках изобразительного
искусства; влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка
В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко. Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования Содержание художественного – эстетического образования, основанное на ...