У детей же младшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать культурно-гигиенические навыки, используя художественное слово: стихи, потешки (см. приложение 2) и произведения таких авторов, как К.И. Чуковский: «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за своим внешним видом, они не хотят быть похожими на отрицательных героев.
Формирования культурно – гигиенических навыков происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль.
Эффективным методом формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра (см. приложение 3). Ведь известно, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности и как метод воспитания. Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Эффективность работы повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования культурно- гигиенических навыков у детей.
Процесс формирования культурно- гигиенических навыков эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно-гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения.
Таким образом, рассматривая теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по формированию культурно - гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно - гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно- гигиенические навыки.
Для проверки эффективности проделанной работы и полученных знаний у детей на занятиях, во время чтения художественной литературы, игровых ситуаций на контрольном этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольных этапах. К концу эксперимента (Таблица 4) мы выявили более высокие показатели, чем в начале эксперимента. (Таблица 2).
Таблица 4 - Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Имя, фамилия ребенка |
Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают |
Сформированность навыка опрятной еды |
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке |
Уровень сформи-рованности | |||||||||||||||
Маша Т. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
25 (с) |
Олег П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
30 (с) |
Маша В. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
28 (с) |
Катя К. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
30 (в) |
Маша С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
34 (в) |
Артем О. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
26 (с) |
Ева Б. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
25(с) |
Самина Г. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
24(с) |
Даниела Б. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
36(в) |
Оля Т. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20(н) |
Образование, педагогика, воспитание:
Трудности овладения учащимися старших классов чтением иноязычных
художественных текстов
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить ...
Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых пр ...
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств лич ...