Золотая педагогика

Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла

Другое о педагогике » Роль семейного физического воспитания в малокомплектной школе » Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла

Страница 5

Исходя из того, что семья играет важную роль в воспитании, П. Ф. Лесгафт предъявлял к ней, и в первую очередь к матери, высокие требования:

постоянное духовное совершенствование,

сдержанность,

стремление к активной духовной и физической жизни,

педагогическая образованность.

Необходимо отметить, что во второй половине XIX века физическое воспитание прогрессивные педагоги рассматривали как самостоятельную педагогическую проблему чрезвычайной важности. К числу таких педагогов относился и Е.А. Покровский. Прежде всего, он указывал на зависимость физического воспитания от социальных, этнических, географических, педагогических и гигиенических условий и влияний. Книга Е. А. Покровского «Первоначальное физическое воспитание детей» является первым в русской педагогике руководством для матерей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в котором освещены главные вопросы развития детского организма, гигиенические требования к организации детской жизни. Точка зрения Е. А. Покровского на меру ответственности родителей за здоровье детей остается актуальной и современной: заботиться о здоровье ребенка надо не тогда, когда он появился на свет, а за год до его рождения. Будущим родителям должно быть известно о губительном воздействии алкоголя, никотина, некоторых лекарств на состояние зародыша, на физическое и умственное развитие ребенка в будущем.

Рассматривая в своих трудах содержание первоначального воспитания, И. А. Сикорский отмечает, что самым могущественным двигателем для развития ребенка является подражание, а наилучшей воспитательной средой — постоянное общение с матерью. Именно через личный пример окружающих близких взрослых ребенок способен избежать «дурного развития чувств». К числу средств, служащих для укрепления положительных «душевных способностей» И. А. Сикорский относит прогулки, подвижные игры и закаливание, которым он отводит значительное место в организации семейной жизни ребенка. П. Ф. Каптерев, определяя задачи и основы семейного воспитания, отмечал, что их невозможно обособить от задач и основ общепедагогических, «простирающих свое воздействие на все воспитательные возрасты, они безраздельны, составляют одно целое».

Однако, взвешивая и оценивая характер ответственности родителей перед детьми, он определял его как ответственность старших «перед историей, перед будущими рядами деятелей родной страны, человечества и культуры».

Именно родители, заботясь о своем телесном здоровье, укрепляя его «телесными упражнениями», гигиеной, определяют здоровье нации. Итак, первая ответственность родителей перед детьми «есть ответственность органическая, или физическая»; вторая — развитие в детях духовной энергии, воли, формирование готовности к жизненным трудностям, самостоятельности; третья — укоренение в детях основ современной культуры через личный пример.

В современных исследованиях определено, что задача воспитания здорового ребенка в семье не может рассматриваться одно аспектно, только с точки зрения передачи родителями детям социокультурной информации.

Современные подходы к изучению эпохи детства позволяют определить детскую субкультуру и как неотторжимую часть общей культурной традиции, в которой родился и живет ребенок, и как создающий творческий субъект. Развитие современного ребенка основывается на формировании исторически новых способностей, новых образцов культуры, а не только на фундаментальном готовом культурном пласте, транслируемом взрослыми. Подобный социокультурный подход позволяет нам включить ребенка в субъект-объектное пространство моделей человеческой деятельности, в том числе и по отношению к своему здоровью. Это позволяет нам определить немаловажный аспект изучения проблематики формирования у детей основ физической культуры.

Общая позиция современных социологических и психолого-педагогических исследований позволяет выделить в системе социальных институтов и групп семью как специфичный и действенный компонент социального воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Основные принципы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитатель ...

Гражданская активность и особенности ее формирования у учащихся школы надомного обучения
В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-правовое образование является одним из приоритетных направлений образовательной политики. Существует программа воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятая Советом Европы 15 ...

Деятельностный подход к речевому процессу в теории А.А. Леонтьева
Явление «речь» в теории А.А. Леонтьева трактуется в зависимости от условий ее осуществления: в обучении иностранному языку – это самостоятельный вид речевой деятельности, обладающий всеми характеристиками деятельности в терминах А.Н. Леонтьева. В коммуникативном и познавательном видах деятельности ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru