Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Отражение учебного материала
Выделение игровых задач
Наличие правил
Действия играющих
Подведение итогов игры
Последовательность проведения игр и упражнений по сенсорному развитию:
Младшая группа
Назови геометрическую фигуру.
Упражнение с кругами.
Что там?
Башня из кубов.
Найди предмет такой же формы.
Соберем башенку.
Что лежит в мешочке?
Цветные круги.
Геометрическое лото.
Игра с двумя наборами.
Найди такое же колечко.
Сделаем столбики.
Выкладывание орнамента (упражнение).
Построим дом.
Сбор фруктов.
Авторы Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. в книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать дидактические игры не только в развитии сенсорной культуры, а также при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром. Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.
Поговорим подробнее об играх и упражнениях по ознакомлению с формой и величиной предметов, так как в дальнейшем это будет играть важную роль для развития математических представлений.
Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов. Эталоном се принято считать геометрические фигуры, при помощи которых определяется форма предметов или их частей.
Знакомство с геометрическими фигурами в процессе развития восприятия отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее осознанию.
Итак, как говорилось ранее вначале надо познакомить ребенка с эталонами формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; научить их различать, запоминать названия. Затем показать различные пропорции и варианты геометрических форм и, наконец, научить «использовать» геометрические формы для оценки окружающих предметов.
Приступая к обучению детей младшего дошкольного возраста, главное - организовать занятие таким образом, чтобы для ребенка это было увлекательной игрой или любимой деятельностью.
Например, знакомя с эталонами формы, можно на плоскостных геометрических фигурах схематически изобразить лица. Получается фигурки-человечки, с которыми можно играть. Предложите малышу уложить спать каждого в свою кроватку («кроватка» контурное изображение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала на полоске картона). Каждая фигурка-человечек должна обязательно найти свою кроватку.
Играя, дети даже не подозревают, что осваивают способы обследования предметов, сопоставление эталонов между собой.
Можно придумать интересную историю, героями которой будут те же фигурки-человечки. Например: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у квадратиков — квадратный, у треугольников - треугольный, у кружков — круглый (листы бумаги с контурными изображениями домиков раскладываются на полу). Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто, где живет. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики».
Попросите ребят помочь бедным человечкам найти свои домики. Раскладывая фигурки разной величины по своим местам, дети группируют геометрические фигуры с отвлечением от величины.
Образование, педагогика, воспитание:
Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического
строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...
Описание пробного обучения и его результатов
Изложенные выше теоретические положения мы апробировали на практике в сентябре – октябре 2008 – 2009 учебного года в 4 «А» классе в реальных условиях учебного процесса в средней школе №133 г. Самары. Это означает, что нами было проведено пробное обучение. Уроки проходили в соответствии с расписание ...
Структура профильной школы
Важнейшим вопросом профильного обучения является определение модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, с другой стороны – ряд факторов, сдерживающих п ...