Неумение отличить изменение отдельных параметров величины от изменения величины в целом — особенность детского мышления. Воспринимая предметы, ребенок младшего дошкольного возраста учитывает, как правило, один из параметров, высоту, поэтому ему трудно сопоставить по величине предметы разной формы или по разному расположенные в пространстве.
Например, если на столе перед малышом расположить два совершенно одинаковых бруска, (один - горизонтально, другой - вертикально) и спросить, какой из брусков больше, он наверняка скажет, что вертикально расположенный брусок больше. Это упражнение выявляет не только представление ребенка о величине предметов, но и уровень его мышления. И только введение условной меры даст детям возможность выделить и сопоставить параметры.
Таким образом, выделение параметров величины следует относить не столько к сенсорному, сколько к интеллектуальному развитию.
Соотнесение величин предметов — это путь перехода от чувственного познания к логическому. Сравнивая величины предметов, дошкольник познает количественные отношения «больше—меньше», «равенство-неравенство», что является необходимым условием его математического (вернее, пред математического) развития.
Как же показать ребенку необходимость применения меры при оценке параметров величины? Лучше всего создать такую ситуацию (сказочную, игровую, практическую), где введение меры будет необходимым.
Все описанное выше имеет исключительное значение для математического развития ребенка. Дело в том, что дошкольник, особенно младшего возраста, мыслит конкретными образами и на его оценку количественных отношений может повлиять цвет, форма, величина, расположение предметов.
Обучение различным математическим отношениям посредством игр позволит детям более успешно овладевать математическими представлениями, а главное, будет способствовать развитию познавательных способностей.
Поэтому дидактические игры и упражнения сенсорного характера при ознакомлении с формой и величиной широко используются в математическом, вернее предматематическом образовании детей младшего дошкольного возраста. Если математические представления детей младшего дошкольного возраста формируются на специальных занятиях, то закрепляются они средствами дидактической, сюжетно-ролевой игры, а впоследствии это могут быть книг с математическим содержанием и рабочие тетради. Но подробнее об этом в следующей главе.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...
Основные цели, принципы, направления и содержание организации
взаимодействия социального педагога и семьи
Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества, связанная с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного осуществления проц ...
Учебник математики
Назначение учебника математики Учебник математики – книга, излагающая основы научных знаний по математике в соответствии с целями обучения, определёнными программой и требованиями дидактики. Содержание и построение учебника определяется задачами преподавателя математики и спецификой предмета и пото ...