Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу, четырехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному образцу составлять картинки из геометрических фигур различной величины, (дерево, ёлка, домик, машина или паровоз)
Сначала ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.
Знакомство с величиной предметов, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой - является необходимым условием развития математических представлений. Именно от практического сравнения величин предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше—меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом в математическом развитии дошкольника. Величина для них определяется местом, занимаемым предметом в ряду других предметов, и обозначается словами «большой», «поменьше», «маленький».
Развивая представления ребенка о величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. На этом принципе построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши. Можно самим придумывать специальные игры, в которых ребенок будет строить простейшие сериационные ряды и познавать правила их построения: выбор большего из остающегося количества предметов.
Например, игра с мячами. Взрослый кладет на стол два мяча: один маленький, другой побольше. Он берет маленький мяч и предлагает ребенку взять другой: «У кого мяч больше?» «У меня», — говорит малыш. Тогда взрослый быстро убирает свой маленький мяч под стул и достает оттуда мяч, который больше, чем у ребенка: «Нет, у меня большой мяч, а у тебя маленький». Мячи сравниваются. Затем взрослый предлагает малышу закрыть глаза, забирает его мяч и кладет перед ним самый большой. Малыш открывает глаза и видит, что его мяч больше. После этого достаются все мячи. Взрослый выбирает мяч средней величины и предлагает ребенку с одной стороны от этого мяча положить мяч побольше, а с другой мяч поменьше. Получился ряд: большой, средний, маленький.
Детям интересно строить башни, располагая кубы так, чтобы башня была устойчивой: внизу самый большой, потом поменьше, потом еще меньше и т. д. Можно играть со зверюшками, раскладывая им мисочки: самому большому зверю — самую большую миску, зверю поменьше — и мисочку поменьше и т. д. Ребенок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины — задача непростая. Значит, надо создавать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные признаки предметов приобретают особую значимость. Так, если интересующую ребенка вещь положить на шкаф, он скоро сообразит, что сам ее не достанет, если что-нибудь не придумает (встать на стул, взять палку и т. д.). Играя в игрушки, он может сравнивать длину ушей зайца и лисы, длину их хвостов, длину клювов у птиц (журавль и гусь) и т. д.
Советуем придумывать увлекательные игры, где необходимо выделение отдельных параметров величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш мост (прямоугольник из бумаги или картона) слишком короткий и не достает до другого берега. Принесите другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. В другой игре взрослый вместе с ребенком прячет зайчат от волка, закрывая домик дверью. Если дверь будет уже, чем надо, волк сможет протиснуться в оставленную щель и съест зайчат.
Подобные игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по величине путем приложения предметов или наложения их друг на друга.
Мы говорили о развитии сенсорных способностей ребенка, постоянно ссылаясь на то, что без этого невозможно развивать познавательные способности. На примере развития представлений о величине предметов можно наиболее ярко продемонстрировать переход от сенсорного к интеллектуальному (логико-математическому) развитию.
Образование, педагогика, воспитание:
Содержание подготовки детей к школе
Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Нагрузка на уроках в школе предполагает ...
Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения удобно воспользоваться подходом И.С. Якиманской, которая считает, что все «существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая» (Якиманская И.С 1995). Социа ...
Специфика организации
проектной деятельности учащихся
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятел ...