Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра является средством развития активности детей. Игровая активность детей проходит несколько возрастных этапов.
Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.
Можно выделить основные функции дидактической игры:
- дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка;
- в системе дидактических игр дети младшего дошкольного возраста овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование.
- дидактические игры, проводимые вне занятия, систематически обучают, закрепляют знания в игровой форме. Они позволяют развивать его восприятие, чувственность и тактильные ощущения.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу, знакомя с формами, величинами, пространственными представлениями, звуками.
Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, величинами.Рассматривая методику организации дидактических игр можно отметить, что их организация осуществляется педагогом в трех направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры;
- применение дидактической игры;
- анализ дидактической игры.
При проведение дидактической игры с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры, показывая ее на примере. Подводя итог игры, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры. Одним из важных условий сенсорного воспитания детей младшего возраста является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.
Дидактическая игра как игровой метод сенсорного развития рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). Обследованием мы называем специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.
В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на квадратном коврике квадратные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Образование, педагогика, воспитание:
Методическая организация грамматического материала в учебных
целях
Проблема организации грамматического материала связана с вопросом о единице усвоения. Следует различать понятия «единица усвоения» и «объект усвоения». Так, М.М. Гохлернер считает, что «единицей усвоения должна стать не грамматическая тема, например, «Порядок слов в предложении», а понятие «структу ...
Активные методы обучения на уроках информатики
Активный метод это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учите ...
Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...