Золотая педагогика

Система высшего и послевузовского образования в мире

Другое о педагогике » Педагогика высшей школы » Система высшего и послевузовского образования в мире

Страница 15

Выделение базовых моделей. Выявление позитивного опыта

Проведенный анализ позволяет проектировать систему образовательных маршрутов подготовки на базе выявленного позитивного опыта. Например, опыт Греции и Италии позволяет вводить специализацию (УД) вслед за получением диплома специалиста (С). При появлении разветвленной модели можно проектировать новые связи (дуги) между вершинами графа и содержание подготовки в них. Так, при разработке программы подготовки на дуге бакалавр-магистр полезно использовать опыт магистерской подготовки в британской модели, а также элементы такой подготовки в дореволюционных отечественных моделях. В настоящее время развитие отечественной высшей школы диктует введение образовательных траекторий по дугам бакалавр-специалист и специалист-магистр. Если в первом случае нет аналогов в зарубежных моделях, то во втором можно перенять шведский опыт такой подготовки, осуществляемой в этой стране после реформы высшей школы 1980 года. В формирующейся отечественной модели подготовки научно-педагогических кадров в принципе возможна разработка траекторий по дугам бакалавр-кандидат наук и магистр-доктор наук на базе изучения позитивного опыта аналогичной подготовки соответственно в британской и финской моделях. Представляет определенный интерес германский опыт подготовки докторов наук к присвоению звания габилетационного профессора.

Высшее образование в России формировалось в условиях централизации государственной власти. Создаваемые ею все виды высших учебных заведений являлись государственными, т.е. содержались на средства государства, и их имущество не принадлежало какому-либо отдельному лицу.

Согласуясь с потребностями военно-феодального режима России XVIIIв., эти учебные заведения служили целям усиления военной и экономической мощи государства. При Петре I сама учеба в вузах рассматривалась как служба: обучающийся получал жалованье, а за неисполнение своих обязанностей подвергался серьезным служебным взысканиям. Суть образовательно-профессиональной программы в этих вузах состояла в приобретении обучающимися сугубо профессиональных навыков; общеобразовательная составляющая в них присутствовала постольку, поскольку приобретение профессиональных умений требовало некоторых конкретных знаний а области точных наук (арифметики, фортификации, баллистики). Этим объясняется крайне сдержанное отношение государственной власти к развитию университетского образования, которое в связи со своей нацеленностью на культурологическую функцию образования рассматривалось как источник западноевропейского вольнодумства и демократии. Ни в том, ни в другом авторитарное российское государство не нуждалось (добавим, и не только российское, а любое авторитарное). В этой связи первый университет в России, созданный в 1724 г. указом Петра I при Петербургской Академии наук, до 1753 г. едва произвел один выпуск. Из 20 экзаменовавшихся девять были признаны окончившими первый курс: четверо – со степенью магистра, двое – со степенью адъюнкта, еще двое – «переводчиками» и один – «учителем гимназии». В 1766 г. этот университет был закрыт.

Открытый в 1755 г. на основании указа Елизаветы Московский университет стал более удачной попыткой создания культурного и научного центра. Программа этого университета, разработанная М.В.Ломоносовым, предусматривала для студентов всех факультетов (медицинского, философского и юридического) трехлетний общеобразовательный (подготовительный) курс, включающий математику, физику, философию, экономические, исторические и так называемые словесные науки, а затем по его окончании – четырехлетнее обучение на профилирующих на каждом факультете кафедрах. Еще одно существенное замечание: в отличие от западноевропейских университетов, основателем которых являлась, как правило, церковь, в российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Образование, педагогика, воспитание:

Прохождение преддипломной практики
В соответствии с учебным планом специальности 220200, утвержденным ректором РХТУ им. Д.И.Менделеева, преддипломная практика у студентов 5-го курса проводится с конца февраля в течение 4-х недель. При прохождении практики студент должен руководствоваться: указаниями руководителя практики от институт ...

Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...

Социальная адаптация ребенка к школе
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru