Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
Экскурсии-экспедиции
Цель — найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, "читать" книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе и почве местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
Во время экспедиций дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.).
Объектами исследования могут стать такие объекты неживой природы как: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.
Для экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла; папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т. д.
Экспедиции планируются в подготовительной к школе группе в рамках изучения темы "Исследование природы".
Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Коллекционирование
Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (уголь, гранит, кварц, слюда, известняк и т. д.).
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании ("Что делают из гранита"; "Как получается стекло, железо?"; "Что такое уголь и почему его месторождения располагаются именно в Кузбассе?"; "Как он используется?"; "Как его добывают?" и т. д.).
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы . открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Выставки и экспозиции
Цель их — ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: "Богатства недр нашей Земли"; "Мой город"; "Человек и его добрые дела на Земле"; "Родные просторы" и т. д.
На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.
Музей природы
Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции, отражающие знания о природе Родного края: минералы и горные породы (коллекции детей); окружающие реки и водоемы (иллюстрации); заповедники и памятники природы (фотографии); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).
Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы.
Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют наблюдения.
Наблюдения
Их цель — сформировать представление о сезонных явлениях в природе, показать взаимосвязи, существующие в природе, рельефе, почве, водоемах окружающей местности.
Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за водоемом можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (ручей, озеро, река); отличия друг от друга; значение в жизни человека; правила поведения в природе.
Образование, педагогика, воспитание:
Влияние ИЗО искусства на формирование полноценности речи
Развитие речи учащихся на уроках рассматривается нами с позиции неразрывной связи интеллекта, эмоциональной сферы и личности в целом. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, осуществляемый на этих уроках, предполагает учет структуры речевой деятельности, развитие различных ее видов. О ...
Отечественный опыт профильного обучения
Идея создания профильных школ не нова. Реальные гимназии, существовавшие в 19 веке в России, были прообразом будущих школ с профильными классами. Престижные спецшколы советского времени тоже были в определённой степени профильными. И за рубежом практика профильного обучения давно и успешно применяе ...
Игра как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста
Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом поз ...