Для диагностирования сформированности межкультурных умений учащихся были подобраны соответствующие задания, представленные в приложении А работы. Для выявления исходного уровня сформированности межкультурной компетенции старшеклассников, нами использовались разные формы проверки: тестирование, анкетирование, беседа с учащимися, педагогическое наблюдение.
Лингвострановедческий компонент проверялся нами в форме тестирования. Тест по страноведению, включал 30 вопросов, которые запрашивали сведения о географическом положении, символике, культуре и достопримечательностях стран Великобритании и России (Приложение А).
Социокультурный компонент выявлялся в форме анкетирования, в котором учащимся предлагалось письменно ответить на ряд вопросов социокультурного характера, с целью выявления, насколько учащиеся осведомлены об образе жизни англоязычного и русскоязычного народов. Полный вариант анкеты представлен в Приложении В.
Социолингвистический (речевой) и прагматический компоненты учащихся, их сформированность на данный момент, были оценены посредством индивидуальной беседы в устной диалоговой форме. Учащимся были предложены коммуникативные ситуации, с опорой на которые учащиеся должны были составить диалог. В ходе диалога нами также учитывалась грамотность и насыщенность речи (словарный запас), т.е. свободное оперирование в речи различными изученными фразами (в том числе, фразами в вежливой форме), минимум ошибок. Также оценивались умения раскрепощенную беседу и слушать собеседника, работая в парах.
В дальнейшем, в ходе педагогического наблюдения нами был выявлен интерес учащихся в культуре изучаемого языка, желание и стремление к межкультурной коммуникации.
Диагностика межкультурной компетенции учащихся 10 «Б» класса предполагала определение трех уровней ее сформированности у старшеклассников: низкого, среднего и высокого. Нами были выбраны следующие оценки успешности выполнения заданий, с учетом времени обследования, на которое отводилось 45 минут:
1) низкий уровень – до 59 %;
2) средний уровень – 60-75 %;
3) высокий уровень выполнения заданий – 76-100 % от максимального балла.
Учитывая, что все задания носят разный характер, представляется целесообразным рассмотреть степень их выполнения учащимися отдельно. Процентное соотношение за каждое задание было высчитано по следующему математическому действию: количество справившихся умножить на 100 и разделить на общее количество учащихся в группе.
В первом задании, на выявление уровня сформированности лингвострановедческого компонента, низкий уровень показали учащиеся, которые дали наименьшее количество правильных ответов (из 30 вопросов – правильных ответов 14 и менее). В экспериментальной группе количество учащихся составило 6 человек, во второй – 3 человека; средний уровень показали учащиеся обеих подгрупп: 5 человек из первой, 6 человек из второй (20-25 правильных ответов); наибольшее количество правильных ответов (25-30 правильных ответов) дали 2 учащихся из экспериментальной и 4 учащихся из контрольной подгруппы.
Таблица 2 Уровни сформированности лингвострановедческого компонента учащихся на начало эксперимента
Уровни сформированности лингвострановедческого компонента |
Первая подгруппа |
Вторая подгруппа |
низкий |
6 |
3 |
средний |
5 |
6 |
высокий |
2 |
4 |
Анализ изучения сформированности лингвострановедческого компонента показал, что почти все учащиеся знают достопримечательности страны изучаемого языка, трудности возникли в вопросах о политической системе и английской символике.
Уровни сформированности социокультурного компонента выявлялись в виде анкетирования, отвечали на 3 вопроса об образе жизни британцев и русских. Результаты исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3 Уровни сформированности социокультурного компонента учащихся на начало эксперимента
Уровни сформированности социокультурного компонента |
Первая подгруппа |
Вторая подгруппа |
низкий |
10 |
11 |
средний |
2 |
2 |
высокий |
1 |
– |
Образование, педагогика, воспитание:
Задачи и содержание обучения связной речи
Программа детского сада, предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить моноло ...
Социальная адаптация ребенка к школе
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка на ...
Типология элективных курсов по математике
Выполненный нами в ходе исследования анализ педагогической, методической литературы показал, что существует несколько типологий элективных курсов: I. По разрешаемым задачам: Элективные курсы выполняют ряд задач: 1. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выб ...