Обычно характеристика исторического деятеля занимает незначительную часть урока. Исключение представляют образы немногих великих людей, деятельность которых раскрывается на ряде уроков и даже тем.
Важно показать учащимся, что решение исторических задач в любой области человеческой деятельности - в политической, военной, научной, технической - было результатом не одиночных усилий отдельных людей, а плодом деятельности многих. Доступным материалом для такого вывода в курсе 7 класса лежит история Великих географических открытий. Развернем перед учащимися карту Великие географические открытия. Рассмотрев ее, нетрудно убедиться, что открытие Америки не было плодом усилий одного человека. Оно было подготовлено усовершенствованиями в кораблестроении, развитием картографии применением компаса и др. Не будь Колумба, Америка была б открыта, и при этом не позже 1497—1500 гг., ибо в 1497 г. Джон Кабот в поисках Индии западным путем открыл южную часть Лабрадора, а в 1600 г. корабли Педро Кабрала, держа путь Индию, пристали к берегам Бразилии. Смелость и дерзновение Колумба ускорили открытие Америки лишь на 6—8 лет. И всё же в ряду коллективных усилий мореплавателей ХУ в. Колумбу заслуженно принадлежит одно из первых мест. Точно так же мы показываем учащимся, что великие научные открытия и изобретения, сделанные отдельными учеными или изобретателями были, во-первых, подготовлены предшествующим развитием науки и техники и, во-вторых, являлись результатом труда и исканий многих людей, работавших над решением данной задачи. В подтеме «Начало промышленного переворота в Англии» выясняй предпосылки изобретений в промышленности (разделение труда и дифференциация рабочих инструментов в мануфактуре, развитие физики, механики, оптики), мы сообщим учащимся, что в Англии ХУIII в. не только возникла острая потребность в технических усовершенствованиях, особенно в хлопчатобумажной промышленности (потребности мирового рынка, конкуренция индийских тканей, погоня за прибылью), но имелись и кадры техников, способных решать эти задачи. Мы рассказываем учащимся об изобретении Харгривса и других достижениях не для заучивания, а для выработки представления о том, что технический переворот был результатом коллективных усилий многочисленных техников, изобретателей нередко безвестных рядовых рабочих, вносивших отдельные усовершенствования.
В 1784 г Джемс Уатт изобрел паровую машину. Но, кроме машины Уатта, имелись и другие паровые двигатели, созданные другими изобретателями. Модель Уатта оказалась наиболее удачной. Учащиеся сами обычно вспоминают о И. И. Ползунове. На примере этого человека, жившего в крепостной России, мы показываем, какое значение для судьбы изобретения, для его применения на практике имеют общественные условия.
Во всех случаях, когда это возможно, великие деяния должны быть показаны в окружении их соратников или людей, действовавших в той же области, боровшихся за те же цели. Для того чтобы убедительно показать учащимся, что преобразования начала ХУIII в. в России не были и не могли быть плодом деятельности одной личности, даже столь энергичной, как Петр 1, мы покажем группу соратников, слегка наметив их индивидуальные черты, и дадим характеристику «птенцов гнезда Петрова».
Показ выдающихся исторических деятелей в кругу соратников облегчает их классовую характеристику, а также создание у учащихся правильной перспективы в оценке роли выдающихся деятелей. Одно дело, показать на уроках об Отечественной войне 1812 г. только фигуру Кутузова, лишь в общей форме сказав о героизме русских солдат и партизан, и другое - показать М. И. Кутузова в кругу соратников П. И. Багратиона, М. В. Барклая-де-Толли, Д. С. Дохтурова, Н.Н. Раевского, братьев Тучковых, охарактеризовав каждого из них пусть немногими, но сильными чертами, а наряду с ними, создать у учащихся образы партизан — солдата Ермолая Четвертакова, офицера Дениса Давыдова, крестьянки Василисы Кожиной. Тогда убедительнее будут выводы о массовом сопротивлении русского народа нашествию французов как о решающей причине их поражения, о том, что сила Кутузова как полководца заключалась не только в его личных талантах, но в понимании им народного характера войны, в том, что он имел возможность опереться на плеяду талантливых офицеров, на героизм солдат и партизан.
Образование, педагогика, воспитание:
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...
Воздействие
подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей
дошкольного возраста
Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием ...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...