Результаты формирующего эксперимента были обработаны и оказались неоднозначными. Там, где была предложена методика первого направления, уровень интереса наблюдался выше, и желание детей работать с подобным материалом было лучше. Во втором случае, интерес на уроках возникал, но из-за отсутствия разнообразия в приемах изложения материала быстро угасал. Не наблюдалось той активности и самостоятельности, которые присутствовали в первом варианте. Из этого можно сделать вывод: материал об исторических персоналиях должен даваться с использованием дополнительных средств обучения (репродукции, портреты, видео- и аудиозаписи и т.п.). Это помогает создать у детей яркое представление о жизни и деятельности личности, отражается на интересе к предмету в целом. Необычность, образность материала подталкивают к чтению дополнительной литературы, самостоятельному пополнению своих знаний.
На данном этапе исследования в помощь учителям школ были подготовлены дидактические материалы, составляющие приложения к данному исследованию.
Важно отметить, что, разрабатывая экспериментальную методику изучения персоналий в школьном курсе истории России, мы опирались на данные психологов об основных особенностях подростков, методистов об основных приёмах изучения исторических личностях, педагогов о нравственном воспитании на уроках истории.
Также в ряде школ Суджанского района проводился констатирующий эксперимент. Мы определили следующие цели:
- выяснение роли и значения биографического материала в практике массового преподавания истории;
- определение основных затруднений при подготовке уроков, включающих изучение персоналий;
В ходе эксперимента предполагалось:
- посещение уроков в 8-х классах;
- беседы с учителями-историками, работающими в этих классах;
- анкетирование учащихся 8-х классов.
В целом для решения поставленной задачи использовались следующие методы: наблюдение, анализ, беседы, анкетирование.
Опрос учителей истории городских и сельских школ Суджанского района включал в себя следующие вопросы:
1.Какую роль, на Ваш взгляд, играет материал о жизни и деятельности исторических личностей в преподавании истории?
2. Используется ли на уроках истории в 8 классе такой материал, в каком виде (доклады, сообщения учащихся, рассказ учителя, сюжеты фильмов и т.п.)?
3.Какие трудности Вы испытываете при разработке уроков включающих материал об исторических персоналиях:
А) отбор содержания;
Б) приёмы и методы изучения содержания материала;
В) организация изучения материала;
Г) нехватка времени на уроках.
4. Какой дополнительной литературой Вы пользуетесь, освещая данные вопросы?
5. Как воспринимается учащимися материал о жизни и деятельности изучаемых личностей?
6. Вызывает ли он интерес и почему, на Ваш взгляд?
Большинство учителей на первый вопрос ответили следующим образом: «С его помощью у учащихся складывается адекватный эпохе необходимый запас исторических представлений».
Ответы на второй вопрос показали, что материал об исторических личностях используется на уроках истории в 8 классе. Как правило, изучение персоналий строится на подготовке небольших сообщений учащимися, реже объёмных докладов, что связано со сложностями в поисках информации (особенно в сельских школах). Иногда на уроках используются видеофильмы.
На третий вопрос большинство учителей ответили, что испытывают трудности с отбором содержания. Некоторые педагоги сказали, что на подробное рассмотрение личностей не хватает времени на уроке, поэтому часто он изучается детьми самостоятельно или на факультативных и элективных занятиях.
Ответы на следующий вопрос были таковыми: «В качестве источников используются художественные произведения, журнальные и газетные публикации, Интернет».
На пятый вопрос большая часть педагогов ответила, что материал о жизни исторических персоналий дети воспринимают с интересом, если он содержит факты из личной жизни: детство, воспитание, увлечения, семья. Если же биография состоит только из «сухих» дат (родился, учился, женился, умер), то ученики даже не слушают его.
Образование, педагогика, воспитание:
Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...
Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми н ...
Проверка результатов эксперимента
Особенно важное значение имеет проверка полученных в ходе педагогического эксперимента результатов на практике, в повседневной работе. Дело в том, что экспериментатор независимо от желания всегда находится в лучших условиях для проведения учебно-воспитательной работы, чем обычный преподаватель. Выс ...