Золотая педагогика

Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса

Страница 7

Результаты формирующего эксперимента были обработаны и оказались неоднозначными. Там, где была предложена методика первого направления, уровень интереса наблюдался выше, и желание детей работать с подобным материалом было лучше. Во втором случае, интерес на уроках возникал, но из-за отсутствия разнообразия в приемах изложения материала быстро угасал. Не наблюдалось той активности и самостоятельности, которые присутствовали в первом варианте. Из этого можно сделать вывод: материал об исторических персоналиях должен даваться с использованием дополнительных средств обучения (репродукции, портреты, видео- и аудиозаписи и т.п.). Это помогает создать у детей яркое представление о жизни и деятельности личности, отражается на интересе к предмету в целом. Необычность, образность материала подталкивают к чтению дополнительной литературы, самостоятельному пополнению своих знаний.

На данном этапе исследования в помощь учителям школ были подготовлены дидактические материалы, составляющие приложения к данному исследованию.

Важно отметить, что, разрабатывая экспериментальную методику изучения персоналий в школьном курсе истории России, мы опирались на данные психологов об основных особенностях подростков, методистов об основных приёмах изучения исторических личностях, педагогов о нравственном воспитании на уроках истории.

Также в ряде школ Суджанского района проводился констатирующий эксперимент. Мы определили следующие цели:

- выяснение роли и значения биографического материала в практике массового преподавания истории;

- определение основных затруднений при подготовке уроков, включающих изучение персоналий;

В ходе эксперимента предполагалось:

- посещение уроков в 8-х классах;

- беседы с учителями-историками, работающими в этих классах;

- анкетирование учащихся 8-х классов.

В целом для решения поставленной задачи использовались следующие методы: наблюдение, анализ, беседы, анкетирование.

Опрос учителей истории городских и сельских школ Суджанского района включал в себя следующие вопросы:

1.Какую роль, на Ваш взгляд, играет материал о жизни и деятельности исторических личностей в преподавании истории?

2. Используется ли на уроках истории в 8 классе такой материал, в каком виде (доклады, сообщения учащихся, рассказ учителя, сюжеты фильмов и т.п.)?

3.Какие трудности Вы испытываете при разработке уроков включающих материал об исторических персоналиях:

А) отбор содержания;

Б) приёмы и методы изучения содержания материала;

В) организация изучения материала;

Г) нехватка времени на уроках.

4. Какой дополнительной литературой Вы пользуетесь, освещая данные вопросы?

5. Как воспринимается учащимися материал о жизни и деятельности изучаемых личностей?

6. Вызывает ли он интерес и почему, на Ваш взгляд?

Большинство учителей на первый вопрос ответили следующим образом: «С его помощью у учащихся складывается адекватный эпохе необходимый запас исторических представлений».

Ответы на второй вопрос показали, что материал об исторических личностях используется на уроках истории в 8 классе. Как правило, изучение персоналий строится на подготовке небольших сообщений учащимися, реже объёмных докладов, что связано со сложностями в поисках информации (особенно в сельских школах). Иногда на уроках используются видеофильмы.

На третий вопрос большинство учителей ответили, что испытывают трудности с отбором содержания. Некоторые педагоги сказали, что на подробное рассмотрение личностей не хватает времени на уроке, поэтому часто он изучается детьми самостоятельно или на факультативных и элективных занятиях.

Ответы на следующий вопрос были таковыми: «В качестве источников используются художественные произведения, журнальные и газетные публикации, Интернет».

На пятый вопрос большая часть педагогов ответила, что материал о жизни исторических персоналий дети воспринимают с интересом, если он содержит факты из личной жизни: детство, воспитание, увлечения, семья. Если же биография состоит только из «сухих» дат (родился, учился, женился, умер), то ученики даже не слушают его.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять св ...

Теоретические основы формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры
Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личн ...

Психолого-педагогические основы развития речи
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru