Но очевидно, что помимо повторительно-обобщающих уроков по теме, вопрос о роли личности и народных масс может явиться предметом широких обобщений по «сквозным» проблемам курса.
Преподавание истории в средней школе опирается на программы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации. Это относится и к изучению истории в 8 классе. Согласно программы, учитель должен изучить с учениками более 40 персоналий: реформаторов (Александр 1, М.М. Сперанский, Александр 11 и т.д.), деятелей культуры (Жуковский, Щепкин, Гоголь, Мартынов и т.д.), общественных деятелей (Пестель, Муравьёв, Герцен, Огарёв и т.д.).
Проанализируем материал о персоналиях включенный в тему исследования. Наша работа велась в рамках темы «Россия в первой половине Х1Х в.», которая включает в себя знакомство с множеством личностей, она насыщена ими. Поэтому мы выбираем двух наиболее значимых персон: Александра 1 и Наполеона Бонапарта.
Анализ учебного материала показал, что в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История России. Х1Х век» деятельности Александра посвящены параграфы 1-8. В п.1 даётся характеристика внутренней политики Александра до 1812 года. Этот материал включает в себя сведения о воспитании молодого царя, в связи с чем упоминается имя Ф.С. Лагарпа – приверженца идей либерализма, оказавшего большое влияние на будущего императора. Авторы учебника пишут: «…Александр воспитывался при дворе бабки Екатерины 11 и быстро усвоил царившие там нравы; в нём формировались лицемерие, скрытность, критическое отношение и к Екатерине, и к отцу. В то же время частое пребывание при дворе Павла в Гатчине превратило его в любителя парадов и маневров. После воцарения Павла 1 Александр был вынужден поддерживать мероприятия отца по укреплению самодержавной власти. Однако заложенные Лагарпом либеральные идеи не покидали его». Также в этом параграфе идет речь о первых реформах Александра 1: реформе высших органов государственной власти, народного просвещения, указе 1803 г. «О вольных хлебопашцах». В качестве дополнительного материала в параграфе приводятся документы: «Из письма Александра 1. 1797 г. «…Когда придет мой черёд, тогда нужно будет мне трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно сократилась бы и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им»; «Из указа Александра 1 от 20 февраля 1803 г.».
Второй параграф посвящён внешней политике, упоминается и имя Наполеона в связи с заключением Тильзитского мира 1807 года: « …условия Тильзитского мира более всего устраивали Наполеона. Французское господство в Европе укрепилось». Этот же пункт затрагивает и личность Александра 1: «Резкий поворот во внешней политике привёл нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра… ползли слухи о возможности очередного дворцового переворота в пользу сестры императора Екатерины Павловны».
Третий параграф представляет Александра как реформатора, пытающегося вернуть утраченный после Тильзита авторитет: «…возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М.М. Сперанский». Говорится и о разрыве отношений Сперанского и императора, где последний выступает инициатором, поддавшись напору со стороны дворян.
Когда начинается Отечественная война 1812 года, об Александре пишется в параграфе четвёртом в связи первыми поражениями русской армии: «Неудачи первых недель войны, отступление русских войск без сражений породили при дворе и в обществе в целом не просто уныние, но и разговоры об измене. Всё чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе…генерала М.И. Кутузова. Он никогда не был любимцем царя, который не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а главное популярности в народе. Тем не менее, Александр был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнёс: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ передового педагогического опыта
Мировая педагогическая практика широко использует подвижные игры в процессе совершенствования физических навыков малышей. В Китае, Чехии, Германии, Японии, Финляндии и многих других стран подвижные игры являются одним из основных видов физической активности воспитанников детских садов. В России под ...
Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...