Золотая педагогика

Физическая подготовленность детей дошкольного возраста

Страница 1

Физическое воспитание в детском саду и начальной школе предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков и умений.

Гармонично развитые физические качества играют решающую роль в игровой и других видах деятельности детей, а также в подготовке их к школе. По данным литературы, физические качества у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объём которых указывается в программе по каждому возрасту.

Исследования свидетельствуют о том, что определяющим в моторном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развитие двигательных качеств, состояние здоровья. Именно это создаёт базу для успешного овладения техникой двигательных действий в школе.

По утверждению отдельных авторов, активная и многообразная двигательная деятельность детей способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических способностей, формированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.

Двигательная активность является важнейшим компонентом, образа жизни и поведения и зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных способностей, телосложения и функциональных озможностей растущего организма. Дети, занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. По мнению Е. Я. Бондаревского и А. А. Гужаловского, наблюдаемая некоординированность движений у дошкольников связана с тем, что в этот период происходит бурное развитие нервной системы ребёнка, которая отличается повышенной возбудимостью и пластичностью: дети очень восприимчивы, легко усваивают информацию, поддаются воспитанию положительных моральных качеств.

Ряд авторов отмечает, что развитие движений дошкольников тесно связано со всем воспитательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребёнка, развитие его психических качеств, поведения, направленности интересов. Возрастные особенности подготовительной группы особенно благоприятны для достижения хорошего физического развития и укрепления здоровья. Старшим дошкольникам доступно овладение новыми сложными формами движений, проявление значительных скоростно-силовых возможностей и выносливости.

Для достижения их высокой физической подготовленности необходима планомерная, целенаправленная, систематическая работа педагогов по физическому воспитанию, построенная на принципах доступности, активности, сознательности с грамотным распределением физической нагрузки, с постепенным и осторожным увеличением её, способствующим повышению выносливости детского организма.

Немаловажное значение среди физических качеств занимает сила, которая характеризуется как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений в процессе двигательных действий.

Так, А.Н.Крестовников, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева подчёркивают, что её проявление обусловливается, в первую очередь, силой и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В литературе указано, что в воспитании детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные особенности их организма незавершённость развития нервной системы; слабость мышц, преобладание тонуса мышц-сгибателей. Поэтому упражнения на постепенное развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника.

В силовых упражнениях предпочтительны горизонтальные и наклонные положения туловища, что, в свою очередь, способствует разгрузке сердечнососудистой системы и позвоночника, уменьшает кровяное давление в момент выполнения двигательного действия. Особенно полезно выполнять упражнения в положении сидя или лёжа для девочек. Это позволяет лучше концентрировать усилия, и в то же время эта поза снижает напряжение мышц живота и малого таза.

Важное для развития детей физическое качество - быстрота. Её рассматривают как "комплекс" функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а так же время двигательной реакции. Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Исследователи различают реакции простые и сложные. Простая реакция выражается в ответе уже заранее известным движением на знакомый, но внезапно появляющийся сигнал. Сложной считается реакция на движущийся объект и действие выбора. Для детей дошкольного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Математика и ее потенциал в развитии младших школьников
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В начальной школе именно математика является основой развития у уч ...

Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: быть доступной по содержанию, представлениям и форме; соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); иметь ...

Передача состояния времен года в картинах художников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прис ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru