Каждому эксперту предлагалось заполнить анкету (прил. 1), в которой указаны эмоционально-волевые свойства личности, способствующие или негативно влияющие на успешность обучения детей 6 лет.
В анкетировании был применён метод априорного ранжирования, при использовании которого наименьший ранг выставляется свойству, оказывающему наибольшее влияние на качество обучения, и свойству, более остальных мешающему учиться. Следует отметить, что отдельно для мальчиков и девочек выявить данные по интересующему нас вопросу мы не смогли, так как педагоги затруднялись провести ранжирование дифференцированно для мальчиков и девочек.
В результате проведенного анкетирования было отмечено, что педагоги, занимающиеся с детьми разных возрастных групп, высказали согласованное мнение по вопросам влияния эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения, что подтверждается высокими коэффициентами конкордации ( W ), представленными в табл. 2 .
Таблица 2 Согласованность мнений экспертов-специалистов по вопросу значимости эмоционально-волевых качеств детей 6 лет
№ п/п |
Показатели | |
1 |
Смелость, решительность |
3,8 |
2 |
Выдержка, терпение |
4,4 |
3 |
Доброта |
7,7 |
4 |
Дружба |
7,3 |
5 |
Дисциплинированность |
5,3 |
6 |
Целеустремленность |
4,6 |
7 |
Самостоятельность |
3,7 |
8 |
Настойчивость |
5,9 |
9 |
Организованность |
3,5 |
10 |
Инициативность |
6,0 |
Коэффициент согласованности конкордации (W) |
0,672 |
Из табл. 1 видно, что педагоги отмечают необходимость развития эмоционально-волевых свойств личности детей, соответствующих требованиям современной школы. Вместе с тем выявлено, что, признавая значимость смелости и решительности, педагоги ДОУ умаляют значение дисциплинированности, которая играет большую роль для формирования самоконтроля. Одной из возможных причин такого подхода является тенденция работы с детьми в игровой форме, которая зачастую воспринимается неверно. В настоящее время в детских садах существует тенденция приближения занятий старших дошкольников к школьной форме проведения путём организации с детьми фронтальной работы, хотя в рекомендациях предлагается проводить их в игровой форме. Учителя школ, по нашим данным, не придают большого значения воспитанию выдержки, терпения, что важно для формирования саморегуляции. Они делают упор на воспитание дисциплинированности, не рассматривая того вопроса, что самоконтроль - составная часть саморегуляции, только дисциплинированности для успешности обучения недостаточно. Доброте и дружбе, как необходимым для успешного обучения качествам, не уделяется особого внимания, хотя в частных беседах педагоги не отрицают роль положительного общения со сверстниками.
Таким образом, изучив полученные данные, мы пришли к выводу, что на успешность обучения, по мнению экспертов, наибольшее влияние оказывают:
у детей 6 лет - организованность, самостоятельность, смелость;
Наименьшую значимость педагоги отвели следующим качествам:
в 6 лет - инициативности, доброте, дружбе;
Анализируя данные табл.3, с сожалением приходится отметить, что педагогами ДОУ не замечена тенденция возрастания детской незащищённости и чувства неполноценности. Детская агрессивность и конфликтность не связывается с успешностью обучения педагогами всех возрастных групп. Большое значение придаётся детской тревожности и страхам, что соответствует данным современной литературы.
Образование, педагогика, воспитание:
Комплекс упражнений для управления обучением самостоятельному чтению
художественных текстов учащихся старших классов и организация контроля
Домашнее самостоятельное чтение и задания связанные с ним дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся и повышения мотивации. Самостоятельную работу учащихся с иноязычным текстом следует сделать мотивированной, целенаправленной, управляемой, а процесс контролируемым самими учащи ...
Анализ результатов исследования особенностей звукопроизношения
На первом этапе нашего исследования мы провели исследование звукопроизношения. Анализируя полученные данные по исследованию звукопроизношения, мы выявили, что у детей экспериментальной группы нарушено звукопроизношение у всех детей (100%). Все данные о дефектах произношения мы поместили в таблицу. ...
Опытно-экспериментальная работа по обучению самостоятельному чтению
иноязычных художественных текстов учащихся старших классов
Разработанная нами научно-обоснованная модель обучения учащихся самостоятельному чтению художественных текстов лингвострановедческого содержания была апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы в 10 классе школы №.28 Основная цель - проверка выдвинутой гипотезы исследования и определение ст ...