Сложность выполнения комплексного координационного упражнения заключалась в невозможности его воспроизведения с первого раза после показа. Это подтверждает то, что детьми с ЗПР структура движения воспринимается не сразу из-за плохой зрительно-моторной координации, низкой кинестетической чувствительности. Однако после нескольких повторов правильного образца дети выполняют движение в замедленном темпе. Характер выполнения данного упражнения зависит от вида и степени ЗПР. В броске мяча в цель у многих детей «выпадает» такой элемент движения, как прицел, или же он не несет функциональной нагрузки. Также детям с ЗПР сложно дозировать мышечные усилия, в связи с чем, точность попадания мяча в цель у них достаточно низкая.
Выполняя бег на скорость, дошкольники с ЗПР недостаточно быстро выносят бедро маховой ноги, а толчковую ногу опускают на опору с пятки. Следует отметить, что многие испытуемые не сохраняли прямолинейность и ритмичность бега. В челночном беге и приседании за 10 секунд наблюдались синкинезии.
При воспроизведении сложных ациклических движений у детей имеются нарушения практически во всех элементах техники. Так, прыгая в длину с места, дошкольники с ЗПР неверно принимали исходное положение, толчок осуществляли не двумя ногами, мах руками не был выражен; во время полета не наблюдалось характерных движений туловища, рук и ног; приземляясь, дети не сохраняли равновесие. Некоторые испытуемые приземлялись на колени. Наиболее характерным нарушениям при метании мешочка с песком вдаль было неправильное выполнение замаха и броска.
Таким образом, по показателям физического развития (масса тела, рост, ОГК) на момент окончания опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах достоверных отличий не было выявлено. Однако отмечаются положительные изменения по всем изучаемым показателям у детей обеих групп. Более выраженные положительные изменения произошли по показателям уровней физической подготовленности у детей экспериментальной группы, т.е. имеет место наличие тенденции к улучшению физической подготовленности детей 5–6 лет с ЗПР под влиянием разработанной технологии физического воспитания, что, в свою очередь, обеспечивает повышение ресурсов социализации и успешной интеграции детей данной категории в среду нормально развивающихся сверстников.
1. Применение разработанной технологии физического воспитания детей 5–6 лет с ЗПР предполагало обеспечение положительного влияния на физическое развитие детей, т.е. функциональные показатели жизненно-важных систем организма, и физическую подготовленность, т.е. обогащение двигательного опыта, развитие крупной и мелкой моторики, развитие скоростных, силовых, координационных способностей, общей выносливости, поддержание гибкости и др.
2. Выявленные особенности развития детей с ЗПР ориентируют на использование определенных средства физического воспитания, которые следует использовать в коррекционных целях. К ним относятся: 1) игровые физкультурные занятия, использующиеся для комплексного развития физических качеств ребенка; 2) совершенствование речедвигательной координации, тренировка мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики, закрепление приобретенного речевого навыка у детей потребовали использования элементов логоритмики; 3) сюжетные формы проведения физкультурных занятий, которые рекомендуются с целью повышения мотивации у дошкольников с ЗПР к физкультурной деятельности. Кроме того, целесообразным является уменьшение длительности физкультурных занятий до 20–25 мин. Их применение способствует увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий. Частота проведения занятий – 3 раза в неделю.
3. Эффективность предлагаемой технологии физического воспитания старших дошкольников с ЗПР проверялась экспериментально. На начало опытно-экспериментальной работы значимых различий между показателями физического развития и уровнем физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп выявлено не было. На момент окончания опытно-экспериментальной работы по показателям физического развития в контрольной и экспериментальной группах достоверных отличий также не было выявлено. Однако отмечаются положительные изменения по всем изучаемым показателям у детей обеих групп. Хорошо выраженные положительные изменения произошли по показателям уровней физической подготовленности у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы, что свидетельствует о наличии тенденции к улучшению физической подготовленности детей 5–6 лет с ЗПР, то есть показателей, характеризующих координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, общую выносливость, в связи с внедрением разработанной технологии физического воспитания.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...
Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и уп ...
Определение роли социального педагога с детьми с ограниченными
возможностями в специальной образовательной школе – интернат VIII вида
Цель: проанализировать направления деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида; Для реализации цели, формулируем следующие задачи: 1. Выделить направления деятельности социального педагога; 2. Разработать критерий для оценки результатив ...