С давних времен за кровью признавалась могучая и исключительная сила. Действительно, кровь – это самая удивительная ткань нашего организма. Как нельзя представить себе государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
Кровь обладает интересными свойствами, о которых предстоит узнать.
Состав крови. При центрифугировании кровь разделяется на 2 слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость называемая плазмой и нижний слой – форменные элементы крови. Осадок красного цвета образован эритроцитами. На границе между плазмой и эритроцитами – тонкая светлая пленка, состоящая из лейкоцитов и тромбоцитов.
Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах содержится железосодержащий белок – гемоглобин, который обеспечивает главную функцию эритроцитов – транспорт газов, в первую очередь кислорода.
Лейкоциты – белые клетки крови. Существуют две основные группы лейкоцитов: гранулоциты (зернистые лейкоциты) и агранулоциты (незернистые лейкоциты) – моноциты, лимфоциты.
Если в организм попадают бактерии, то на них сейчас же нападает полчище лейкоцитов, пожирая и переваривая их. Это явление открыл выдающийся русский биологи И.И. Мечников и назвал фагоцитозом, а сами лейкоциты фагоцитами.
Тромбоциты – красные кровяные пластинки. Без ядра, неправильной формы, играют важную роль в свертывании крови, тем самым, защищая организм от опасной для жизни кровопотери.
Предлагается ученикам заполнить таблицу «Форменные элементы крови» (Таблица 1), пользуясь текстом учебника, таким образом: первый ряд пишет про эритроциты, второй – про лейкоциты, а третий – про тромбоциты. Затем один ученик с каждого ряда зачитывает получившиеся ответы, остальные внимательно слушают и дополняют свою таблицу.
Таблица 1 – Форменные элементы крови
Название клеток |
Количество (в 1 мм3) |
Функция |
Где образуются |
Эритроциты (красные кровяные клетки) |
4,5–5 млн. – муж. 4 – 4,5 млн. – жен. |
Транспорт кислорода |
Красный костный мозг |
Лейкоциты (белые кровяные тельца) |
4 – 8 тыс. |
Распознавание, уничтожение чужеродных тел |
Лимфатические узлы, тимус, красный костный мозг |
Тромбоциты (кровяные пластинки) |
300 – 400 тыс. |
Свертывание крови |
Красный костный мозг |
Лабораторная работа.
С целью ознакомления со строением эритроцитов человека и лягушки, а так же с чертами их различия проводится лабораторная работа. Микроскопы стоят на партах, препараты крови человека и лягушки заранее подготовлены. Задание для учеников: внимательно рассмотреть под микроскопом эритроциты человека и лягушки, зарисовать в тетради. Затем ответить на вопрос: «Чья кровь переносит больше кислорода и почему?». Ответы в качестве вывода записать в тетрадь.
Выводы:
1 Эритроциты человека в отличие от эритроцитов лягушки не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму.
2 Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется с одной стороны тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, эритроциты человека приобрели двояковогнутую форму, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое кол-во молекул кислорода. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее, хотя крупные размеры не подавляют им иметь большую поверхность.
Образование, педагогика, воспитание:
Анализ психолого-педагогической литературы
Период с 2 до 3 лет характеризуется интенсивностью физического и психического развития ребенка. При правильно организованной жизнедеятельности ребенка активно происходит развитие движений (И.А. Скворцов 1995; Ф.А. Богомолова, Ю.Ф. Кутафин 1998; Л.Н. Павлова 2000; Б. Спок, 2001; П. Спенсер 2002). Ро ...
Цели обучения иностранному языку
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ потребного будущего», «пусковой механизм всякой деятельности». Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. Цель – это планируемый результат. Ц ...
Развитие российского законодательства в области образования
Преемственность образовательных традиций в современной российской высшей школе требует изучения истории становления российского образовательного права. Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации до 1992 года не было. Современное образовательное право возникл ...