6 Домашнее задание. Подготовится к проверочной работе по теме «Внутренняя среда организма».
Таким образом, можно сделать вывод, что именно такая структура уроков может создать все условия для развития познавательной активности учащихся при изучении биологии.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на уроках биологии в современном обществе.
Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
После проведенного нами исследования можно сделать вывод, что существует множество методов, которые учитель может использовать для того, чтобы развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, чтобы заинтересовать детей, побудить их к активной учебной деятельности, развить интеллектуальные способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Сочетание этих методов и использование их в различных вариациях может дать в итоге хорошие результаты. Мы отметили наиболее результативные методы – метод самостоятельной работы с учащимися, частично-поисковый лабораторный метод, исследовательский метод обучения, метод проблемного изложения, метод самостоятельного решения расчетных и логических задач, частично-поисковый лабораторный метод.
В результате проведенных нами анкет, среди учеников 8 класса, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день большинство из них заинтересованы в таком предмете, как биология и более того они хотели бы улучшить свои знания. Многие из учеников используют дополнительную литературу при подготовке к домашнему заданию, смотрят передачи и документальные фильмы, читают интересные факты в Интернете на тему биологии. Они считают необходимым ее изучение, а многие даже хотят связать с биологией свою будущую профессию.
В качестве того, каким образом можно развить познавательную активность учащихся на уроках биологии, мы привели в пример 2 конспекта уроков, проведенных нами в 8 классе. На данных уроках использовались несколько методов обучения, а именно:
– рассказ;
– объяснение;
– метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
– метод познавательного проблемного изложения;
– метод самостоятельной работы;
– частично-поисковый метод;
– лабораторный метод;
– практический метод;
– творческий метод;
– наглядные методы.
Такое сочетание методов и структура уроков дали хорошие результаты: ученики заинтересовались в изучении нового материала, активно работали, и на последующих уроках оперировали полученными знаниями.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что познавательная активность учащихся на уроках биологии напрямую связана с работой учителя, а именно от того какие методы и приемы он применяет на уроке, каким образом строит ход урока.
Образование, педагогика, воспитание:
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...