Золотая педагогика

Экологическая составляющая химического образования

Страница 1

Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с общей экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне особей, популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию и социальную экологию. Столь широкий круг проблем экологии привел к тому, что в школах Российской Федерации нет специального предмета «Экология» и получил распространение так называемый интегрированный вариант экологического образования. При этом варианте практически все предметы составляют единое образовательное экологическое пространство.

Большая роль в экологическом образовании отводится химии, т.к. в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.

На уроках химии с учащимися профессионально можно обсуждать новые малоотходные технологии производства и методы очистки жидких стоков и газовых выбросов, а также проблему утилизации твердых отходов. На уроках химии надо рассматривать биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека, химизацию сельского хозяйства, проблемы энергетики с использованием углеродистых энергоносителей и водорода.

Экологическая составляющая содержания образования.

Общая экология.

Химические процессы и потоки энергии в экосистеме. Дыхание и фотосинтез. Роль озона. Потоки энергии. Экологическое равновесие в экосистеме как проявление принципа Ле Шателье-Брауна.

Биосфера и влияние на нее человека. Круговорот углерода, азота и фосфора. Влияние аэрозолей на состояние озонового слоя атмосферы. Проблема парникового эффекта. Роль лесов. Фотодиссоциация кислорода как фактор разрушения озонового слоя. Проблема загрязнения Мирового океана.

Прикладная экология.

Энергетика. Полезные ископаемые – источники углеводородов. Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки. Метан как составная часть природного газа и биогаза. Топливные элементы. Проблемы экологически чистого топлива. Водородная энергетика.

Химическое загрязнение окружающей среды и методы его уменьшения.

Классификация загрязняющих веществ и экологические нормативы.

Загрязнение атмосферы. Оксиды серы и азота как загрязнителя атмосферы и причины кислотных дождей и туманов. Фреоны. Аэрозоли.

Загрязнение воды. Оксиды фосфора как загрязнители воды. Загрязнение воды синтетическими моющими средствами. Загрязнение окружающей среды ионами тяжелых металлов. Жесткость воды и способы ее устранения. Активированный уголь и бытовые фильтры.

Загрязнение жилища. Загрязнение воздуха газовыми плитами и табачным дымом.

Химические производства как факторы загрязнения окружающей среды и возможности их экологизации. Очистные сооружения. Механическая очистка. Химическая очистка. Биологическая очистка.

Влияние загрязнения окружающей среды на генотип и генофонд растений, животных и человека.

Радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Проблема утилизации отходов. Утилизация гальванических элементов и аккумуляторов. Ядерные отходы. Состав и количество бытового мусора.

Экология сельского хозяйства. Роль химии в сельском хозяйстве.

Социальная экология.

Экология человека. Влияние отдельных химических элементов на здоровье человека. Влияние оксидов на живые организмы. «Оловянная чума». Фенол, бензол, антифризы. Краски и растворители. Этанол и проблема алкоголизма. Экологически чистые продукты питания. Натуральная пища и синтетические заменители. Биодобавки. Снижение иммунитета человека под влиянием загрязнения окружающей среды, развитие аллергических, онкологических и других заболеваний. Проблема СПИДа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Роль устной речи в жизнедеятельности человека
Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность. С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, ...

Основные принципы преподавания происхождения сущности государства и права в современной школе
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитатель ...

Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи можно выделить тесно связанные между собой виды деятельнос ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru