Дети КГ успешнее справились с заданием. Так 50% детей полностью справились с заданием, 50 % справились с заданием, допустив незначительные ошибки, т.е. кроме правильно отобранных картинок они отбирали 1-2 картинки со звуком, который они не дифференцируют, хотя в речи оба звука произносят верно.
В ходе проведения пятого задания (определение способности к элементарному фонематическому анализу) нами было выяснено, что 50% детей ЭГ не испытывают трудностей при определении первого и последнего звука в слове - Вадим О., Егор К., Матвей К., Катя А. Кирилл М. отлично справились с нахождением звука в начале и конце слова как в прямом так и в обратном слоге. 30% Вадим О., Никита О., Катя А. справляются с выделением звука из середины слова, испытывая незначительные затруднения. 70 % детей с выделением звука из середины слова не справляются и на вопрос где находится звук н в слове бананы (в начале, конце или середине) отвечают либо начало, либо конец. 20 % детей справляются с нахождением звука в начале и конце слова только в обратном слоге и испытывают трудности если слог прямой и открытый так в слове маска первым звуком. Марина В.называет целый слог ма, в слове сани - слог са, последним звуком в слове машина снова слог на. Трудности с определением звука в прямом открытом слоге возникают у детей по той причине, что в произношении прямого открытого слога согласный и гласный сливаются, и гласный может определяться ребенком с ФФН как призвук согласного. 20 % детей (Марина В., Дима З.) не могут выделить начальный и конечный звук слова так Дима З. - выделяя первый звук слова, мак называет слово целиком, последний звук слова слон - выделяет сон. Марина А. выделяя последний звук слова, миска называет ми, слова баран называет ран.
Среди детей КГ 60% дошкольников полностью справились с заданием, 20% детей при выполнении допустили незначительные ошибки, но при повторе выполнили его правильно. У 20% ошибки заключались в том, что они не могли назвать место согласного звука, если он стоял в середине слова.
В ходе проведения шестого задания (дифференциация правильного и нарушенного произношения), нами было выяснено что, 80% случаев дети не могут отличить правильное произношение от нарушенного, в том случае если логопед имитирует нарушение звукопроизношения характерное для данного ребенка. В 20% случаев дети могут отличить правильное произношение от произношения соответствующего нарушению звуков характерных для данного ребенка. Так Паша Ж. и Вадим О. могут отличить слова в которых звук л заменялся на йот, определяют нарушенное произношение звука р, но не во всех случаях. В 50% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного, в том случае если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% в случаях с правильно произносимыми и воспринимаемыми ими звуками. В целом все дети не могут распознать нарушенное произношение, если дефект аналогичен их собственному и для распознания предлагаются слова содержащие звуки, нарушенные в их фонематическом восприятии. 30% детей могут распознать дефект отличный от их собственного. И 70 % детей могут отличить правильное произношение, если большинство звуков составляющих слово не нарушены в их фонематическом восприятии.
Дети КГ почти все (90%) справились с последним заданием, т.к. звукопроизношение у детей данной группы не нарушено. Лишь 10% детей сделали ошибки при дифференциации твердых и мягких звуков.
Таким образом, проведя экспериментальное исследование, мы выявили, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи фонематическое восприятие характеризуется рядом особенностей:
- Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки, которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка:
· 30% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;
· У 70% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
- Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
- В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии.
· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -80% и ч - 90 % что связано как с артикуляционными, так и с акустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)
Образование, педагогика, воспитание:
Функции и средства педагогического общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности. Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для р ...
Пассивные методы обучения на уроках информатики
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством о ...
Урок истории в практике школы
В данной главе рассматривается современный урок истории на практике. Здесь изложены наблюдения и применяемые автором на практике, основные составляющие принципы и теоретические основы современного урока истории. В предыдущей главе рассматривались основные теоретические положения современного урока ...