Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 4

По окончании этого представления учащимся предлагается ответить на вопросы:

«Какие обстоятельства заставили Александра 1 пойти на переговоры с Наполеоном?

Вспомните, какое условие договора было обязательным для всех держав, заключивших мир с Наполеоном?»

Учитель: «Проанализируем некоторые статьи Тильзитского союзного договора между Россией и Францией.

«1. Его величество император всероссийский и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы, будет ли война на суше или на море, или же и на суше, и на море…

9. Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован, не сообщен другим кабинетам, ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он будет ратифицирован, и обмен ратификацией произойдет в Тильзите, в течение 4 дней».

Вопросы к документу: Какой пункт Тильзитского мира был наиболее важным для Наполеона? Почему статья 9 требовала сохранения в тайне содержания Тильзитского договора?

Третий пункт плана оставляется на самостоятельное изучение.

Закрепление изученного материала строится на устной беседе с учащимися о взаимоотношениях двух императоров:

1. Кем они были: соперниками или союзниками?

2. Какие черты характера проявляются в отношениях Александра и Наполеона? 3. Насколько верны высказывания об Александре, озвученные в начале урока?

Домашнее задание: параграф учебника; работа с контурной картой «Внешняя политика России в первой половине Х1Х в.»; сообщение о М.И. Кутузове.

Урок 3.

Тема урока «Отечественная война 1812 г.»

Цели урока: 1. Рассказать о ходе Отечественной войны.

2.Выявить роль М.И. Кутузова как главнокомандующего русской армией.

3. Развивать навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.

4. Воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах подвигов российских полководцев.

План урока:

1. Вторжение Наполеона в Россию.

2. М.И. Кутузов.

3. Бородинское сражение

4. Совет в Филях

5. Закрепление материала

Оборудование урока: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», атласы, портрет М.И. Кутузова, репродукции картин «Бородинское сражение», «Совет в Филях», «Пожар в Москве».

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения «Полководец М.И. Кутузов», «Война 1812 г. в русской поэзии», подготовка исторической миниатюры на основе романа «Война и мир».

Проверка домашнего задания проводится в форме пятиминутного тестирования.

Пункт «Вторжение Наполеона в Россию» рассматривается в рамках учебника (§ 4, с.25). Учащиеся, прочитав текст, называют причины войны между Францией и Россией, записывают в тетрадь данные о численности армий.

Далее несколько учащихся, выступая от имени французских и русских воинов, рассказывают о начале вторжения, о том, что чувствовал каждый из них.

Документ 1.

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», — было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» — продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

Жолли: « Им (Наполеоном) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои Магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу…»

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить эту задачу?

Документ 2

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман, дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии. Можно сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Методы научного исследования
Обязательным этапом исследования является выбор методов исследования, которые зависят от особенностей решаемых задач, специфики содержания проблем и возможностей исследования. Метод-путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ посредством которого показывается предмет наук ...

Отбор грамматического материала для обучения устной речи и чтению
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы ...

Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем) Работа направлена на формирование глубоких и прочных знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся, умение планировать, прогно ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru