Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 6

Документ 1 (вариант 1)

Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами. В одном глубоком овраге речка! . Позади позиции Москва-река За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии — вся армия будет уничтожена до последнего человека . Пока дела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна».

М.И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление . Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю . Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге…Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества. Приказываю отступать».

- Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

А. Ермолов: «Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Флиз «С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание - молчание, нагоняющее страх. Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное. Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селивановский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрывать то, что происходило в душе его».

- Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если возьму Москву – я поражу ее в самое сердце»). На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

Работа с книгой для чтения улучшает усвоение материала, поэтому мы использовали рассказы «Фили», «Морем огонь колышется», позволяющие наиболее ярко передать события.

Педагог подводит итог: «2 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам, закончившееся пожаром в городе». Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель отмечает, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но его письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры?

- Почему Александр отказался?

Ответы учащихся комментируются и дополняются.

При закреплении материала используется прием сравнительной характеристики императора Александра 1 и полководца М.И. Кутузова: внешность, характер, полководческое искусство.

Домашнее задание: параграф учебника, о последних годах жизни Александра и Наполеона.

Урок 4.

Тема урока: «Агамемнон Европы»

Цель урока:

1. Рассказать о последних годах жизни двух императоров.

2. Всесторонне рассмотреть и оценить личности Наполеона и Александра 1, их роль в мировой истории.

3.Развивать навыки работы с дополнительным материалом, документами; развивать навыки работы в группе, отстаивать свое мнение.

4.Воспитывать чувство патриотизма, гумманости.

План урока:

1. Злой гений Европы

2. Закат Александровской эпохи

3. «Гений и злодей несовместимы»

Оборудование: портреты Александра 1 и Наполеона Бонапарта, репродукции картин, тексты.

Предварительная подготовка: повторение изученного материала, сообщения о последних годах жизни императоров, по группам представление своего «царя царей»

Урок проходит в виде «круглого стола». Учащиеся рассаживаются в классе кругом. У каждого есть портреты двух императоров и их краткая биография. Дома дети должны были повторить все пройденное ранее и подготовиться к дискуссии на тему « Агамемнон Европы» («царь царей»). Класс поделен предварительно на две группы, каждая представляет своего «Царя царей»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образование, педагогика, воспитание:

Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...

Гимнастика для пальчиков
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой I гимнастики. Все упражнения проводятся в игрово ...

Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганиз ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru