Золотая педагогика

Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Другое о педагогике » Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе » Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Страница 9

Александр 1 всегда отличался хорошим здоровьем. Он любил даже щегольнуть своей невосприимчивостью к недугам. Так, 6 января 1807 г. он принимал «крещенский парад» при 16 градусах мороза в одном мундире, а студеной зимой 1812 г. проехал из Петербурга в Вильно в открытых санях. Поэтому ни сам царь, ни его свита не сочли серьезным простудное, как показалось вначале, недомогание, которое он почувствовал 3 ноября, когда возвращался в Таганрог из путешествия по южному берегу Крыма. Однако болезнь с каждым днем усиливалась, обретая тифозный вид лихорадки, а царь, все еще не придавая ей значения, категорически отказывался от лекарств. Утром 14 ноября он, как это зафиксировано в дневнике лейбхирурга Тарасова, начал сам бриться, порезал себе вследствие дрожания руки подбородок и впал в обморочное состояние. Его уложили в постель, и с этого часа Александр уже не вставал.

Наступило утро 19 ноября 1825 г. - пасмурное и мрачное. Площадь перед царским особняком была запружена людскими толпами, которые, как и все в доме, ждали чуда исцеления «божьего помазанника». Но чудо не произошло. В 10 час. 50 мин, утра Александр I скончался…

Неожиданная смерть в глухом месте еще не старого и полного сил царя, так же как и смерть Наполеона, обросла различными легендами. Среди них была, конечно же, и легенда об отравлении, которая ничем не подтверждается.

После докладов начинается дискуссия. Каждая группа представляет своего императора, и доказывает, что именно он достоин звания «Агамемнон Европы». Дети используют портреты; высказывания историков о правителях; документы, знания, полученные ранее на уроках. Затем происходит обсуждение представленной информации.

Педагог, подводит итог всей изученной теме:

«Александр 1 и Наполеон - современники с 1807 по 1811 г. - союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. Каждый из них (сначала - Наполеон, потом - Александр), хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы, «царя царей». Поэтому их биографы и все вообще исследователи их времени, естественно, так или иначе, сравнивают двух императоров.

Память об Александре 1 и Наполеоне на родине каждого из них н во всем мире давно стала бесстрастной, чисто исследовательской. Собственно, Александр даже во Франции никогда не возбуждал к себе враждебных эмоций. Очень скоро и Наполеону в России «простили» его нашествие 1812 г., возложив вину за разрыв франко-русского союза отчасти на Александра».

Таким образом, изучая личности Наполеона, Александра 1 и Кутузова, учащиеся узнают о том, как жили эти исторические персоны, кто и как влиял на их воспитание, какую роль сыграли они в мировой истории и истории России.

Все эти личности современники, Александр 1 и Наполеон с 1807 по 1811 гг. – союзники, едва не породнившиеся между собой, до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. И каждый из них, хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы. Поэтому их биографы, так или иначе, сравнивают двух императоров.

Что же у них общего? Прежде всего, и тот и другой – деспоты, оба во главу решения любого вопроса ставили свою волю. Но в то же время они были разными. Наполеон представлял буржуазный прогресс, а Александр – феодальную реакцию. Но Наполеон дискредитировал прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне ее. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых не был реализован, из-за боязни феодального заговора, повлекшего бы дворцовый переворот или революцию. Память о двух императорах перестала быть чисто исследовательской. Александр не вызывает отрицательных эмоций во Франции, а Наполеону в России давно простили его нашествие 1812г.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в дипломном исследовании были выявлены методические приемы изучения персоналий. На этой основе были разработаны экспериментальные уроки «Два императора. Начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы», на которых использовались такие методы создания представления о личности как синхронизация, систематизация, персонификация, ролевая игра, интегрированность.

Анализ практики массового преподавания позволил выявить затруднения учащихся и учителей в создании представления о личности, проявляющиеся в сложностях с отбором материала, нехваткой времени на уроке для всестороннего рассмотрения той или иной персоны. Строгое соблюдение программы не позволяет более подробно останавливаться на изучении жизни и деятельности личности, поэтому этот материал в основном выносится на самостоятельное изучение, реже на факультативные или элективные курсы. Опрос и анкетирование учащихся показали, что интерес у учащихся к историческим персоналиям есть, но если он преподносится учителем ярко, эмоционально, если педагог останавливается подробно на воспитании, характере, личной жизни деятелей, их привычках, увлечениях, использует дополнительные средства информации.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Образование, педагогика, воспитание:

Научное исследование в педагогике
Без глубокого знания сложившегося состояния педагогической теории и практики невозможно это состояние изменить, прогнозировать развитие образовательной политики и науки об образовании и воспитании человека. Приобретается это знание в процессе специального организованных научно-педагогических исслед ...

Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий. В то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое ...

Диагностика двинательной активности детей дошкольного возраста
Определение объема двигательной активности производится при помощи механического и электронного шагомера. Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стиму ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru