Золотая педагогика

Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования » Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Страница 5

Какие музыкальные параметры должны задаваться во время импровизации? Следует ли задавать ритмическую структуру или мелодическую линию? Изучение истории музыкального языка показывает особенности метроритмической организации и мелодической линии. Для ранних периодов человеческого музицирования характерна квантитативная организация метра. Неакцентичность, постоянно меняющаяся в зависимости от текста ритмические фигуры - это характеристики собственно детских напевок. Следовательно, вторым необходимым условием для импровизации должна выступить ориентация в процессе проведения музыкальных занятий на квантитативный метр, а, следовательно, текст может и не быть стихотворным.

Также для того, чтобы ребенок творил, импровизировал необходимо формирование положительной мотивации, наличие ситуации успеха, одобрение со стороны педагога и детей.

Импровизация — одна из сложнейших видов детской музыкальной деятельности, в традиционной методике ее часто исключают.

Импровизация - произошло от латинского слова, что в переводе означает «неожиданный». Это исполнение музыкального произведения в момент сочинения. Поэтому импровизация часто имеет аморфную, «текучую» форму. Исторически самый древний вид музицирования.

Уже в 20 годы отечественный музыковед Б.В. Асафьев обращает внимание на то, что процесс детского творчества берет свое начало в заинтересованности продолжить или варьировать знакомые напевы.

В процессе развития ребенка дошкольного возраста происходит спонтанное проявление импровизации. Это может проявляться при рассказывании сказки, при игре с куклами или с товарищами, при повторяющемся ритме движения транспорта и т.д. Такие проявления происходят у детей с богатым по сравнению со сверстниками опытом знакомства с музыкальной действительностью. Таким образом, начало импровизационной деятельности -накопление музыкального опыта ребенка. Творческое начало эффективнее развивается при организации работы целенаправленного обучения приемам творчества (сочинение музыки как ремесло).

Б.Л. Яворский выделял следующие этапы развития музыкального творчества:

1. накопление впечатлений;

2. спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсо-моторных, речевых построениях. Каждое проявление самостоятельного творчества - это попытка создания глубоко прочувствованного образа. Ребенок не сочиняет «на заказ»;

3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и т.д.;

5. музыкальное творчество.

Яворский Б.Л. считал, что при каждом проявление детского творчества следует обращать внимание на средства выразительности музыкального искусства:

- ладовая организация;

- ритмика;

- динамика (динамика силы, динамика темпа);

- динамика развития образа;

- штрихи;

- жанровые связи;

- фактура изложения.

Составлены методические разработки, посвященные развити. Умения импровизировать П.Вейс, И.Микита, Н.Долматов, М.Котляревская-Крафт, А. Артоболевская, Л. Баренбойм и др.

Сюжеты - образно-игровые ситуации,

1 изобразительный момент 2 отображение впечатления.

По мнению Д. Кабалевского импровизация служит развитию слуха, а также развивает творчество ребенка.

Формы импровизации: 1) речевые; 2)инструментальные, 3) ритмические; 4) пластические; 5) изобразительные; 6) вокальные.

Речевые импровизации:

1. досочинять сначала последнее слово, а потом последнюю строчку;

2. параллельное задание - подобрать ритмическую организацию стихотворению. Прочитать стихотворение в ритме марша, в ритме песенки и т.д. Простучать ритм по столу, проиграть на шумящих, ударных инструментах.

Пластические импровизации лучше начинать с программных произведений.

1. Импровизации на музыкальные произведения, имеющие четко обозначенную образную сферу. Н. Римский-Корсаков «Океан-море синее». Динамика формирования - от простых повторов одного ведущего движения до построения образной картины.

2. Игра на воображаемых инструментах. Гусли, арфа, скрипка, виолончель, барабан и т.д.

3. Сюжетные импровизации. Самая сложная форма импровизаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Образование, педагогика, воспитание:

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Психологическая характеристика старшеклассника
Особенность этого возраста в том, что "начинается" он с изменения социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.Холл, который указал на противоречивость поведения. Как уже отмечалось, что ...

Критерий Коши равномерной сходимости функционального ряда
Теорема 2. Для того чтобы функциональный ряд равномерно сходился на множестве X, необходимо и достаточно, чтобы 0, N, , , N и выполнялось неравенство: . Доказательство 1) Составим разность частичных сумм функционального ряда : . 2) Если будут выполняться неравенства: , то это означает, что последов ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru