Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена Запорожцем А.В. и Марковой Т.А. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения. Метод прямого воздействия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец - готовый способ ее решения. Метод опосредованного педагогического воздействия применяется преимущественно б тех случаях, когда уже имеется некоторый опыт деятельности. Метод применяется при руководстве самостоятельной деятельностью детей.
Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное решение детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Этот метод активизирует мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность.
Ветлугина Н.А. предложила классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения детей. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, она выделяет четыре педагогических метода: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям .
Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях также осуществляется с помощью наглядности -слова - и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания детей, методы и приемы музыкального воспитания, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. Для характеристики методов изберем одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться нарастанием проблемности: от прямого действия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний, показ способов действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, прочнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.
Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, т.к. без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метода.
Специфика музыкального искусства состоит в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем. Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника - исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории.
Музыкальный руководитель, учитель музыки должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в "живом" исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что "живое" исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии его заменить, но "живое" исполнение не всегда бывает возможным.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...
Место
видеометода в системе педагогических методов
Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а такж ...
Структура педагогической деятельности
Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя. Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сласт ...