Золотая педагогика

Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Другое о педагогике » Диагностика креативности как показателя успешности музыкального образования » Характеристика задач музыкального образования и проблема оценки результатов

Страница 2

Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена Запорожцем А.В. и Марковой Т.А. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения. Метод прямого воздействия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец - готовый способ ее решения. Метод опосредованного педагогического воздействия применяется преимущественно б тех случаях, когда уже имеется некоторый опыт деятельности. Метод применяется при руководстве самостоятельной деятельностью детей.

Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное решение детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Этот метод активизирует мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность.

Ветлугина Н.А. предложила классификацию методов эстетического воспитания и художественного обучения детей. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, она выделяет четыре педагогических метода: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям .

Побуждение к сопереживанию, убеждение, приучение, упражнение в практических действиях также осуществляется с помощью наглядности -слова - и практических методов, которые могут содержать элементы проблемности.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания детей, методы и приемы музыкального воспитания, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры. Для характеристики методов изберем одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический - должен применяться нарастанием проблемности: от прямого действия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний, показ способов действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, прочнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, т.к. без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО - основное содержание этого метода.

Специфика музыкального искусства состоит в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем. Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника - исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории.

Музыкальный руководитель, учитель музыки должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие. Музыка может звучать как в "живом" исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что "живое" исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии его заменить, но "живое" исполнение не всегда бывает возможным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Образование, педагогика, воспитание:

Теоретические основы формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры
Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личн ...

Физическая подготовка детей к школе
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительн ...

Виды речевой деятельности, их характеристика
В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее. Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru