Методическая подготовка:
- какой образ по своему эмоциональному строю уместен для пластического воплощения;
- ввести в образную сферу музыкального произведения;
- динамика от индивидуальной к коллективной, от коллективной к индивидуальной. Подумать, при каком сюжет индивидуальная или коллективная работа превалирует.
Инструментальные импровизации. На первом этапе используются простейшие музыкальные инструменты. Изучение природы появления звука - от шумящих коробочек; звучащих предметов; звучащее стекло, натянутая тетива. Ударные инструменты и инструменты, строящие звуковой ряд. Духовые инструменты, струнные инструменты.
Этапы:
1. Нахождение остинатного повторения ритма.
2. Нахождение «своего» звукового поля. Нахождение методического отрезка, соответствующего твоему инструменту.
3. Гармоническая организация - нахождение простейшей гармонии. Инструментальные импровизации представляют большие возможности для музыкальной диагностики.
Изобразительные импровизации. Форма интегрированного занятия. Сложное задание - перенос средств выразительности музыки на изобразительный язык.
1. Один образ — методически рассмотреть, какая ведущая характеристика музыкального образа и каким средством выразительности эта черта передана - ритм, тембр, лад и т.д. Какое средство выразительности в изобразительном творчестве является соответствующим. Тембр - краска, ритм -орнаментальность и т.д. Направление мелодии.
2. Два образа и несколько. В каком отношении образы находятся. Как идет сюжетное развитие? Какие средства музыкальной выразительности соответствуют изобразительному языку? Какие приемы формообразования применены.
Вокальные импровизации. Д.Кабалевский предупреждал против замыкания в тональной организации. Этот тип ладо-тональных отношений сложился достаточно поздно исторически и не является еще свойственным дошкольному возрасту. Поэтому кроме тонально оформленных мелодических формул, следует использовать и ладовые попевки, а также вопросительные, тонально незавершенные музыкальные формулы. Динамика:
1. ладовые попевки;
2. тонально оформленные и вопросительные музыкальные мелодии. Примеры вокальных импровизаций:
а) «Озвучивание имен». Музыкант пропевает музыкальное обращение: «Назови свое имя. Как тебя зовут?». Должен последовать музыкальный ответ. Обратить внимание на то, что есть полное имя и краткое. У каждого имени своя музыкальная формула. Требование к интонационной выразительности. Записать имя на доске, разделяя на слоги. Указать ударные слоги. Показать графическими средствами долготу звуков. Далее использовать нотную запись. Указания динамики.
б) Вопросы - ответы. Между руководителем и группой. Между руководителем и ребенком-солистом. Между солистом и детьми.
Вопросы базируются на жизни группы, на жизни ребенка. Музыкальный руководитель играет ведущую роль, он вносит разнообразие в мелодические формулы, интонационный строй, ладовую окраску и т.д. Вносить ритмическое разнообразие.
в) Завершение мелодии. Завершить мелодию, пропетую музыкантом-руководителем. Сначала берутся музыкальные темы из знакомых произведений. Детский фольклор. Разученный репертуар. Музыка окружающего мира (рекламное сопровождение, песенки детских передач и т.д.)
г) сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив.
Разыгрывание песен с сюжетным содержанием. Выразительно прочитывается текст, определяется характер, настроение и поведение действующих лиц. Какие характеристики станут ведущими в твоем отрывке? Запев исполняют солисты, а припев исполняется всем хором. Движения, мимика, танцевальные па, движения с предметами. Навыки двухголосного пения. Наиболее легкие - медведь держит тон основной и т.д.
Музыкальный театр. Наиболее полно методические приемы организации детского музыкального импровизационного театра воплощены в работе К.Орфа «Давай Напишем оперу» начинается с написания сюжета и разделения ролей. Определение характеристик действующих лиц, их взаимодействие. Внимание к костюмам, гриму, движениям и т.д. Заключительный этап импровизации - нотировка всего музыкального материала.
Следующий вид детской музыкальной деятельности - хоровое пение, которое является коллективным видом исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Образование, педагогика, воспитание:
Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению
Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него ...
Формирование устной речи у слышащего ребенка
Исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения слышащего ребенка служит устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими в связи с различными видами его деятельности. Особо важную роль при этом играет развивающаяся функция слухового и речедвигат ...
Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. ...