Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие, включающее дыхательную гимнастику, с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата. Также большое значение имеют вокально-хоровые упражнения. Их цель - формирование певческих навыков, развитие детского голоса.
Еще один из видов коллективной исполнительской деятельности - игра на детских музыкальных инструментах. Ее значение на уроке - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности.
В результате занятий учащиеся должны: знать название инструментов и правила их хранения; уметь различать на слух тембры инструментов; овладеть приемами и способами игры на детских музыкальных инструментах; овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий; знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах, название нот и их место на нотном стане. Детские музыкальные инструменты делятся на немелодические и мелодические. К немелодическим музыкальным инструментам относятся клавес (деревянные палочки, которыми ударяют друг о друга), блоки (полая деревянная коробочка с щелью на одной из узких сторон, на ней играют палочками), бруски, тамбурин (бубен), барабан, маракасы, треугольники, подвесная тарелка, парные ручные тарелки, грибок (маленькая металлическая шапка, закрепленная на деревянной ножке).
Мелодические инструменты: металлофон и ксилофон альтовые С1 - С2, металлофон и ксилофон сопрановые С2 - С3 (ноты пишутся на октаву ниже). Колокольчики альтовые С2 - С3 (ноты пишутся на октаву ниже). Целесообразно с первых занятий одновременно использовать инструменты обоих типов.
Следующие три вида детской музыкальной деятельности: ритмика, танец, и физкультурные занятия под музыку тесно связаны, т.к. требуют движения. Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движение музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая), шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружение на носках, сочетание поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные), хлопков (в ладони - тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие "тарелками"); построения и перестроения; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского - хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, "ковырялочка"). Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела; быстро и точно останавливаться, менять движения и т.д.
Орфоэпия - наука, формирующая языковое сознание детей, призвана обогащать словарный запас. Благодаря ей восприятие детьми музыки становиться более разноплановыми, глубокими.
Задачей прослушивания музыки является воспитание интереса, любви, потребности в общении с музыкой. Мы рассматриваем прослушивание музыки как начало формирования умения анализировать музыкальные произведения.
О.П. Радынова в музыкальном воспитании детей выделяет следующие виды деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуко-высотный слух (музыкально-слуховое представление) развивается с помощью игры на музыкальных инструментах и пению по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в музыкально-ритмических движениях, воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.
Образование, педагогика, воспитание:
Взаимосвязь процессов функционирования и развития в Омской области с
элементами содержания общего образования
Регионально-национальный компонент содержания общего образования предопределяется содержанием понятия «регион». Регион – это территория, объединенная общим признаком, отличающим данную территорию от соседних территорий. Исходя из этого определения, очевидно, что в зависимости от выявленных признако ...
Определение роли социального педагога с детьми с ограниченными
возможностями в специальной образовательной школе – интернат VIII вида
Цель: проанализировать направления деятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида; Для реализации цели, формулируем следующие задачи: 1. Выделить направления деятельности социального педагога; 2. Разработать критерий для оценки результатив ...
Ценность младшего школьного возраста
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий ...