Выявленные особенности развития детей с ЗПР сориентировали нас на то, какие средства физического воспитания следует использовать в коррекционных целях: 1) для комплексного развития физических качеств – игровые физкультурные занятия; 2) совершенствование речедвигательной координации, тренировка мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики, закрепление приобретенного речевого навыка у детей потребовали использования элементов логоритмики; 3) с целью повышения мотивации у дошкольников с ЗПР к физкультурной деятельности рекомендуются сюжетные формы проведения физкультурных занятий.
Результаты непосредственного наблюдения за дошкольниками с ЗПР на физкультурных занятиях показали, что дети не способны выдерживать нагрузку в течение 30–35 минут из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. Это проявлялось в увеличении числа ошибок, отвлекаемости, снижении интереса к конкретному заданию, проявлении негативных эмоциональных состояний, вялости у одних детей и возбудимости у других, в отказе от выполнения задания. В связи с этим было рекомендовано уменьшить длительность физкультурных занятий до 20 – 25 минут (вводно-подготовительная часть – 4–5 мин, 20% от общего времени занятия; основная – 13–16 мин, 65%; заключительная – 3–4 мин, 15%).
В ходе экспериментальной работы выявлено, что дети с ЗПР рассматриваемой категории более активны и заинтересованы в двигательной деятельности на тех занятиях, где выполнение физических упражнений, сопряжено с каким-либо сюжетом. Это объясняется наличием психоэмоционального инфантилизма у большинства детей. Учитывая данное проявление, к каждому физкультурному занятию были подобраны игровая мотивация и сюжетная линия. Так как у дошкольников с ЗПР больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками тратится на разучивание нового двигательного акта, мы предложили ознакомление с новыми движениями организовывать в повседневной жизни и в индивидуальной работе с детьми. В ходе исследования отмечено, что перед воспроизведением дошкольниками упражнения как на этапе ознакомления с движением, так и на этапе углубленного разучивания (а иногда и на этапе совершенствования навыка) необходимо использовать целостный показ образца, что облегчает выполнение двигательной задачи.
Применение разработанной технологии физического воспитания детей 5–6 лет с ЗПР предполагает обеспечение положительного влияния на следующие компоненты:
1) физическое развитие детей (функциональные показатели жизненно-важных систем организма);
2) физическую подготовленность (обогащение двигательного опыта, развитие крупной и мелкой моторики, развитие скоростных, силовых, координационных способностей, общей выносливости, поддержание гибкости и др.).
Результаты диагностики физического состояния детей 5–6 лет с ЗПР позволили подобрать новое содержание и специальные средства физического воспитания. В течение каждой недели планировалось по три физкультурных занятия, что соответствует рекомендациям, представленным в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (2000 г.), в исследованиях о влиянии различных режимов двигательной активности на организм ребенка, в примерном учебном плане дошкольного учреждения (группы) для детей с ЗПР.
Проведение игровых физкультурных занятий
Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия. Согласно учебному плану дошкольного учреждения, для детей с ЗПР рекомендуется проводить в неделю 2 физкультурных занятия, 1 занятие ритмикой. Исследования показали, что для положительного физического развития наиболее благоприятен режим средней двигательной активности, при котором на физкультурные занятия должно отводиться 2,5 часа в неделю. Исходя из вышеуказанных данных, рекомендуется проводить 3 занятия в неделю.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга полиэтиологического характера [9, 12]. В связи с этим, у дошкольников с данным отклонением в развитии наблюдается нервное истощение, которое проявляется в быстрой утомляемости, низкой работоспособности, отказе от выполнения начатой деятельности. Учитывая эти факты, рекомендуется уменьшить длительность физкультурных занятий с 30–35 мин. до 20–25 мин. (в зависимости от индивидуальных особенностей детей группы) за счет сокращения основной части. Это также необходимо в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Физкультурные занятия проводятся фронтально (со всей группой детей), в I и II половине дня.
Образование, педагогика, воспитание:
Структура и классификация современного урока истории
Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока. Структурные компоненты урока охарактеризованы ниже в порядке их использования в учебном процессе: 1. Организационный момент складывает ...
Прохождение преддипломной практики
В соответствии с учебным планом специальности 220200, утвержденным ректором РХТУ им. Д.И.Менделеева, преддипломная практика у студентов 5-го курса проводится с конца февраля в течение 4-х недель. При прохождении практики студент должен руководствоваться: указаниями руководителя практики от институт ...
Особенности воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного
возраста
К специальным задачам сенсорного развития можно отнести: развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени); формирование системы перцептивных действий; формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных о ...