Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости
Так, во вводной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20–25% от исходной величины). В основной части – 3–4 подвижные игры с элементами преимущественного использования разных основных движений (метание, лазание, бег, прыжки). Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки (учащение пульса на 70–80%) приходится на конец основной части. Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15–20% от исходного).
Психогимнастика
Центральным звеном этой формы является создание образа («Гномики», «Циркачи», «Перелет птиц»), находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие занятия помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики являются мощным стимулом для формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР.
Структура такого занятия состоит из вводной части (разминка – виды ходьбы, бега), основной части (психогимнастика – комплекс ОРУ на все группы мышц с чередованием напряжения и расслабления; основные движения; подвижная игра), заключительной части (тренинг общения – выражение эмоций; тренинг поведения – обыгрывание ситуаций; завершение – упражнения на расслабление).
Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников с ЗПР следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица); напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе). Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Установлено, что под действием релаксации пульс и частота дыхания становятся реже, снижается уровень потребления кислорода, уровень лактата в крови, происходит успокоение, проявляющееся в увеличении количества альфа-волн (отсутствие которых отмечается И.Ф. Марковской в ЭЭГ у детей со стойкой ЗПР). Такое физиологическое действие релаксации на организм обусловливает целесообразность ее проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом. Релаксация осуществляется под руководством и контролем педагога и психолога. Занятия с релаксацией проводятся 1 раз в 2 месяца. Упражнения и элементы игр на мышечное и психическое расслабление используются на каждом занятии.
Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников с ЗПР должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно-игровой характер, включать упражнения и
игровые задания с речитативами, элементами мышечной и психической релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики, психогимнастики, интегрированной деятельности, согласно предлагаемому нами их распределению в структуре недели, месяца, годичного цикла.
В данном параграфе обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы по реализации разработанной методики физкультурных занятий с использованием подвижных игр при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Экспериментальной базой исследования стало муниципальное дошкольное образовательное учреждение №53 г. Читы. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась среди детей названного учреждения в контрольной и экспериментальной группах, где проверке подлежала разработанная технология физкультурных занятий. Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка, посещающих коррекционные группы ДОУ для детей с ЗПР в возрасте от 5 до 6 лет (24 мальчика). В работе также приняли участие инструкторы по физическому воспитанию и воспитатели учреждения.
Цель опытно-экспериментальной работы – экспериментально проверить влияние разработанной технологии физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на показатели их физического развития и уровень физической подготовленности в условиях специализированного ДОУ.
Образование, педагогика, воспитание:
Архитектурные памятники Уфы
В 19 века наблюдалось рост населения и как следствие расширение территории города. Этому поспособствовало превращение Уфы в крупный транспортный узел, а также развитие капиталистической промышленности. Город разрастался в двух направлениях: с юга на север и с востока на запад. Домовладения в Уфе со ...
Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...
Методические рекомендации для воспитателей по
формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного
возраста
Проведя наше исследование, мы считаем, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю ост ...