Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с августа 2008 г. по май 2009 г. и состояла из трех этапов.
На первом этапе
(август-сентябрь 2008 г.) происходило выделение контрольной и экспериментальной групп детей. Экспериментальную группу составили 12 мальчиков, контрольную группу – 12 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет. Проводилось первичное исследование с целью выявления различий уровней физического развития детей контрольной и экспериментальной групп. Первичное обследование уровня физического развития дошкольников проводилось на второй и третьей неделях сентября 2008 г. При проведении антропометрических измерений определялись следующие показатели: рост (точность измерения 0,5 см); масса тела (точность измерения 50 г.); окружность грудной клетки (ОГК) (точность измерения 0,5 см). Измерения проводились по общепринятым методикам.
На данном этапе опытно-экспериментальной работы после проведения антропометрических измерений было выявлено, что среднегрупповые показатели физического развития мальчиков в контрольной и экспериментальной группах статистически достоверно не отличались (см. табл. 3).
Таблица 3. Среднегрупповые исходные показатели физического развития детей контрольной и экспериментальной групп (на начало опытно-экспериментальной работы)
Измерения |
Экспериментальная группа (Χ1±m1) |
Контрольная группа (Χ2±m2) |
(Р) (Х1-Х2) |
Масса (кг) |
21,1±0,49 |
21,8+0,59 |
0,8 (> 0,05) |
Рост (см) |
119,0+1,06 |
119,2+0,88 |
0,1 (> 0,05) |
Окружность грудной клетки (см) |
56,8±0,34 |
57,5±0,44 |
1,3 (> 0,05) |
На этом же этапе проводилось и первичное исследование физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп старшего дошкольного возраста по предложенным тестам.
Диагностика физической подготовленности осуществлялась по круговой системе в следующей последовательности: тесты на координационные способности, быстроту, силу, гибкость, выносливость. Использовались следующие тесты:
· метание мешочка с песком (м – 200 г.) на дальность правой рукой (м);
· метание мешочка с песком (м – 200 г.) на дальность левой рукой (м);
· прыжок в длину с места (см);
· метание набивного мяча (м = 1 кг) двумя руками из-за головы из исходного положения, сидя ноги врозь (см);
· бег 100 м с
хода (с);
· челночный бег 10 м х 3 р (с);
· бег 120 м (с) для детей 5–5,5 лет; бег 150 м (с) для детей 6–6,5 лет;
· приседание за 10 секунд (кол-во раз);
· 5 бросков мяча (диаметр = 20 см) в корзину (высота = 30 см, диаметр = 50 см) способом «двумя руками снизу» с расстояния 3 м (кол-во попаданий);
· ходьба по дорожке (10 м х 30 см) с закрытыми глазами (м);
· выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой в руках (см);
· наклон вперед из исходного положения, сидя (см).
Для оценки физической подготовленности были подобраны тесты, определяющие уровень развития физических качеств (координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей, гибкости, общей выносливости), учитывающие особенности физического статуса детей с ЗПР: недостаточность зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве, работоспособности и выносливости; нарушение глазомера и регуляции движений; сниженная быстрота реакции на внешний сигнал.
По результатам тестирования было выявлено, что уровни показателей физической подготовленности мальчиков в контрольной и экспериментальной группах на начало опытно-экспериментального исследования не имели значимых различий (см. табл. 4).
Таблица 4. Уровни показателей физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп (на начало опытно-экспериментальной работы)
Измерения |
Экспериментальная группа (X1±ml) |
Контрольная группа (Х2±т2) |
(Р) | |
Метание мешочка с песком правой рукой (м) |
5,2±0,31 |
5,0±0,30 |
(>0,05) | |
Метание мешочка с песком левой рукой (м) |
4,0±0,22 |
4,0±0,29 |
(>0,05) | |
Метание набивного мяча (см) |
134,3±5,01 |
141,0±5,60 |
(>0,05) | |
Бросок мяча в цель (корзина) |
1,0±0,17 |
1,1±0,19 |
(>0,05) | |
Наклон вперед (+см) |
2,9±0,90 |
1,5±0,59 |
(>0,05) | |
Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой в руках (см); |
66,9±1,33 |
66,5±1,29 |
(> 0,05) | |
Ходьба по дорожке с закрытыми глазами (м) |
3,0±0,28 |
3,7±0,39 |
(> 0,05) | |
Челночный бег 10 м х3 раза (с) |
12,5 ±0,24 |
12,2±025 |
(> 0,05) | |
Бег 100 м с хода (с) |
12,7±0,08 |
12,7±0,08 |
(> 0,05) | |
Приседание за 10 с. (кол-во) |
8,6±0,32 |
8,2±0,36 |
(> 0,05) | |
Прыжок в длину с места (см) |
91,1 ±2,95 |
95,9±4,00 |
(> 0,05) | |
Приседание за 10 с. (кол-во) |
8,6±0,32 |
8,2±0,36 |
(> 0,05) |
Образование, педагогика, воспитание:
Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...
Профессиональная квалификация педагога
Нормативы и сферы деятельности педагога в принципе неизменяемы, а вот его становление — движение от возможного к действительному, начинаясь с предпрофессионального поиска себя, затем профессионального образования и продолжаясь в ходе работы по специальности, — во всех его аспектах индивидуально, т. ...
Параметры, позволяющие диагностировать развитие креативности в процессе
музыкального школьного образования
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. ( ...