Выполняя бег на скорость, дошкольники с ЗПР недостаточно быстро выносят бедро маховой ноги, а толчковую ногу опускают на опору с пятки. Следует отметить, что многие испытуемые не сохраняли прямолинейность и ритмичность бега. В челночном беге и приседании за 10 секунд наблюдались синкинезии.
При воспроизведении сложных ациклических движений у детей имеются нарушения практически во всех элементах техники. Так, прыгая в длину с места, дошкольники с ЗПР неверно принимали исходное положение, толчок осуществляли не двумя ногами, мах руками не был выражен; во время полета не наблюдалось характерных движений туловища, рук и ног; приземляясь, дети не сохраняли равновесие. Некоторые испытуемые приземлялись на колени. Наиболее характерным нарушениям при метании мешочка с песком вдаль было неправильное выполнение замаха и броска.
Таким образом, по показателям физического развития (масса тела, рост, ОГК) на момент окончания опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах достоверных отличий не было выявлено. Однако отмечаются положительные изменения по всем изучаемым показателям у детей обеих групп. Более выраженные положительные изменения произошли по показателям уровней физической подготовленности у детей экспериментальной группы, т.е. имеет место наличие тенденции к улучшению физической подготовленности детей 5–6 лет с ЗПР под влиянием разработанной технологии физического воспитания, что, в свою очередь, обеспечивает повышение ресурсов социализации и успешной интеграции детей данной категории в среду нормально развивающихся сверстников.
1. Применение разработанной технологии физического воспитания детей 5–6 лет с ЗПР предполагало обеспечение положительного влияния на физическое развитие детей, т.е. функциональные показатели жизненно-важных систем организма, и физическую подготовленность, т.е. обогащение двигательного опыта, развитие крупной и мелкой моторики, развитие скоростных, силовых, координационных способностей, общей выносливости, поддержание гибкости и др.
2. Выявленные особенности развития детей с ЗПР ориентируют на использование определенных средства физического воспитания, которые следует использовать в коррекционных целях. К ним относятся: 1) игровые физкультурные занятия, использующиеся для комплексного развития физических качеств ребенка; 2) совершенствование речедвигательной координации, тренировка мышц артикуляционного аппарата и мелкой моторики, закрепление приобретенного речевого навыка у детей потребовали использования элементов логоритмики; 3) сюжетные формы проведения физкультурных занятий, которые рекомендуются с целью повышения мотивации у дошкольников с ЗПР к физкультурной деятельности. Кроме того, целесообразным является уменьшение длительности физкультурных занятий до 20–25 мин. Их применение способствует увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий. Частота проведения занятий – 3 раза в неделю.
3. Эффективность предлагаемой технологии физического воспитания старших дошкольников с ЗПР проверялась экспериментально. На начало опытно-экспериментальной работы значимых различий между показателями физического развития и уровнем физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп выявлено не было. На момент окончания опытно-экспериментальной работы по показателям физического развития в контрольной и экспериментальной группах достоверных отличий также не было выявлено. Однако отмечаются положительные изменения по всем изучаемым показателям у детей обеих групп. Хорошо выраженные положительные изменения произошли по показателям уровней физической подготовленности у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы, что свидетельствует о наличии тенденции к улучшению физической подготовленности детей 5–6 лет с ЗПР, то есть показателей, характеризующих координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, общую выносливость, в связи с внедрением разработанной технологии физического воспитания.
В последние годы усиливаются негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время регистрируется значительное число детей, имеющих различные отклонения в развитии. Тревогу вызывает факт увеличения числа детей с задержкой психического развития. Несмотря на то, что накоплено много знаний по ключевым вопросам физического воспитания детей, острой остается проблема отсутствия механизмов их реализации, в частности, индивидуализации обучения, реализации здоровьесберегающих технологий, в частности, при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников.
Образование, педагогика, воспитание:
Компоненты и развитие
профессионального самопределения
Профессиональное развитие человека в целом онтогенетически связано с основными видами его деятельности, соответствующими возрастным периодам. Возрастное развитие человека как субъекта труда Е.А. Климов представляет в виде трех периодов, в каждом из которых выделяет и характеризует стадии развития п ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...
Способность к обучению в школе
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа. Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительно ...