- высокий уровень 10%
-средний уровень 65%
-низкий уровень 25%
Систематизируя и анализируя данные диагностики автор пришла выводу, что уровень сформированности интереса к народному искусству в 2 б классе находится на среднем уровне развития
Поэтому встал вопрос, каким образом сформировать у учащихся интерес к народному искусству ?
Взяв за основу интегрированную программу Б.М.Неменского, был спроектирована серия интегрированных уроков изобразительного искусства для второго класса. Автор более детально рассматривает некоторые народные промыслы по выполнению глиняных игрушек, где особое внимание уделяется характерным формам каждой глиняной игрушки, приемам лепки, особенностям росписи, и символикой орнамента глиняных игрушек. На каждом уроке Автор интегрирует рисование, лепку, роспись глиняных игрушек с такими предметами как окружающий мир, музыка, развитие речи. Серия интегрированных уроков спроектирован с учетом возрастных возможностей учащихся, с опорой на имеющие уже умения и навыки изобразительной деятельности. Использование тематического литературного, музыкального, материала позволяет сделать уроки доступными, интересными, содержательными и познавательными.
Цель проекта: спроектировать серию интегрированных уроков и изобразительной деятельности, способствующих формированию интереса к народному искусству у младших школьников.
Задачи:
Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству: содержанию и языку декоративных видов искусств,
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов
Формирование художественно-творческой активности: учиться выражать свое личное понимание значение декоративного искусства в жизни людей, проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию
Овладение художественной грамотой различными художественными материалами, понимание ритма в орнаменте, декоративно -символическая роль цвета в народном искусстве, понимание символики народного орнамента использование образного языка форм при изготовлении глиняной игрушки.
Содержание серий интегрированных уроков изобразительного искусства
№ |
Тема урока |
Программное содержание |
Интеграция | ||
Развитие речи |
Музыка |
Окружающий мир | |||
1 |
Дымковская игрушка. |
Цели: Ознакомить с народной игрушкой, приемами ее лепки; -развить фантазию, воображение; -формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству народных умельцев. |
Стишки потешки, народные прибаутки |
Аудиозапись (народная музыка Ивана Купала) звучит тихо, не отвлекая детей от работы. |
Рассказ о селе Дымково Вятской губернии. |
2 |
Ознакомление с народным творчеством «Филимоновские игрушки».свястульки |
Цели: -познакомить с мастерством и искусством Русского Севера, особенностями росписи филимоновской глиняной игрушки; -сформирование умение рисовать филимоновские игрушки. |
Чтение стихов, загадок. Роспись игрушек |
Образы домашних и диких животных, стилизация Дымковского промысла. | |
3 |
Ознакомление с народным творчеством «Каргапольские игрушки» |
Цели: Познакомить с мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями росписи каргопольской глиняной игрушки; -сформирование умение рисовать Каргопольские игрушки; воспитывать любовь к народному искусству России. |
Рассказ о особенности, Каргапольской игрушки, чтение стихов |
Фоновое использование народных музыкальных мотив при чтении рассказа и стихов. |
Знакомство с животными, образы которых послужили изделиями Каргопольских стихов. |
4 |
Узоры, которые создали люди. Рисование орнамента на дымковской игрушки. |
Цели: -ознакомить с народной игрушкой; Формирование и закрепление навыков нанесения узора на контур Дымковской игрушки. |
Познавательная беседа об символики русского орнамента, связи его с укладом славян. |
Аудиозапись (классическая музыка) звучит тихо, не отвлекая детей. |
Рассказ об Укладе жизни деятельности быта древних славян. |
5 |
Художник и зрители. |
Цели: -ознакомить детей с народной игрушкой, приемами ее росписи; -развить фантазию, воображение; -сформировать интерес к декоративно – прикладному творчеству народных умельцев. |
Чтение, стихотворение, загадки. |
Прослушивание аудиозаписи (Что ты глядишь на дорогу; Вечерний звон; Разлилась Волга широко; Неделька) | |
6 |
Разноцветные краски. Составляем орнамент на основе узора Дымковской игрушки. |
Цели: -ознакомить с народной Дымковской игрушкой; -развить фантазию, воображение; формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству |
Чтение народных прибауток, стихов. |
Прослушивание Музыкального народного найгреша. |
Ассоциативное восприятие глиняных игрушек с натуральными животными. |
7 |
Нижегородская ярмарка |
Цели: -рассмотреть анализ народных игрушек Дымковская, Филимоновская, Каргапольска;- направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки на примере нескольких промыслов |
Прочтение отрывка из повести Гоголя Н. «сороченская ярмарка». |
Прослушивание русско-народной музыки. |
Рассказ об нижегородской ярмарки, ее традициях, историях возникновениях. |
8 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (рисование на свободную тему) |
Цели: -определить роль и место народных промыслов в современной жизни; -обобщить знания о таких видах народных промыслов, как дымковская игрушка, городецкая роспись и гжель; -развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине. |
Чтение стихов. Отгадывание загадок |
Звучит аудиозапись песни «Гляжу в озёра синие» (из к\ф «Тени исчезают в полдень») |
Знакомством с разнообразием народных промыслов России, особенности промыслов, многообразие материалов. |
Образование, педагогика, воспитание:
Варианты решения и постановки проблемы
Существуют различные варианты постановки и решения проблемы. 1. Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы поним ...
Значение семейного физического воспитания в формировании здорового смысла
Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий. В то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое ...
Дидактические материалы и методика их использования
Дидактические материалы подразделяются на: а) фабричные (самостоятельные и контрольные работы по 4-6 вариантам); б) самодельные: карточки для индивидуальной работы (для сильных и слабых учеников), карточки для фронтальной работы, карточки для устного счёта. Назначение “Дидактических материалов”: по ...