– принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;
– активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;
– взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;
– повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
– приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;
– наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.
В основу классификации положено два признака:
– наличие модели (предмета или процесса деятельности) и
– наличие ролей (характер общения обучаемых).
По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные технологии не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и обеспечения преподавателя и слушателей. К неимитационным технологиям относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с “мозговым штурмом” или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.
В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды контекста и формировать опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Имитационные технологии делятся на игровые и неигровые. Неигровые технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС), (кейс-стади) представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
Различают четыре вида КС: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой дается оценка принятым решениям; ситуация-иллюстрация, служащая примером при изучении курса, темы; ситуация-упражнение, в которой учатся решать задачи, используя метод аналогии.
По способу представления различаются следующие виды КС: классическая ситуация, «живая», инцидент, разбор служебной документации и действия по инструкции. Выбор вида конкретной ситуации зависит от характера целей изучения темы, уровня подготовки обучаемых, наличия иллюстративного материала, технических средств, компьютеров.
К игровым имитационным технологиям можно отнести:
стажировка с выполнением должностной роли,
имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,
разыгрывание ролей (инсценировки)
игровое проектирование,
деловые игры,
Образование, педагогика, воспитание:
Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования
Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады, срок обучения в которых составляет от одного до трех лет; шестилетние начальные школы; трехлетние средние школы; трехлетние средние школы повышенной ступени; колледжи и университеты со сроком обучения в четыре ...
Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...