Активное обучение
Надо отметить, что к настоящему моменту накопился огромный опыт в области активизации учебного процесса путем внедрения методов активного обучения (МАО). К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, проблемные и другие виды нетрадиционных лекций, дискуссий и т.п.
Практика использования МАО, а также теоретическое осмысление этой проблемы нашли отражение в работах отечественных авторов: Ю.С.Арутюнова, А.А.Вербицкого, Н.В.Борисовой, А.А.Соловьевой, В.Н.Буркова, П.И.Пидкасистого, В.И.Рыбальского, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежина, Ж.С.Хайдарова и др., а также в публикациях зарубежных исследователей, таких как И.Асса, Ж.Брюнетьер, К.Гринблат, Р.Г.Грэм и др.
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
– формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;
– давать целостное представление о профессии;
– развивать системное мышление специалиста;
– учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения;
– овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального.
В настоящее время вряд ли можно назвать учебное заведение, в котором не использовались бы МАО. Однако их применение сопровождается определенными ограничениями:
– комплексное использование различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционным обучением составляет редкое явление;
– слабо налажены информирование, тиражирование разработок МАО.
Игровое обучение
Игра в широком смысле представляет собой одну из всеобщих форм практики, познания и общения людей. В ней приобретается опыт, вырабатываются навыки общения, развивается эмоциональная сфера, проявляются индивидуальные качества и способности личности. В теорию и практику игрового обучения внесли свой значительный вклад выдающиеся педагоги - К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др. В настоящее время в педагогической литературе широко исследуются возможности игровых форм обучения, их эффективность, достоинства и недостатки. Игровая форма обучения заключается в организации и проведении учебных игр. Это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков и их применение в процессе достижения целей игры.
Принципы игрового обучения:
· активность; · динамичность; · занимательность; · коллективность; · имитационное моделирование явлений окружающей или воображаемой действительности; · исполнение ролей, основанное на игровом моделировании человеческой деятельности; · обратная связь; · проблемность; · результативность, которая позволяет представить учебную игру как продуктивную деятельность.
В класс учебных игр можно объединить три основных вида: имитационные, символические и исследовательские.
Первые хорошо известны из психолого-педагогической литературы по деловым и управленческим играм (В.Н.Бурков, А.Г.Ивановский, А.А.Вербицкий, Н.В.Борисова, Г.П.Щедровский, В.М.Ефимов, В.Ф.Комаров, Р.Ф.Жуков, В.И.Рыбальский, А.М.Смолкин, И.М.Сыроежин и др.). Наибольшее распространение в практике вузовского обучения получили деловые игры, представляющие собой воссоздание содержания, условий и технологий будущей профессиональной деятельности, ее предметного и социального контекстов.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие, функции и основные категории дидактики, дидактика высшей школы
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучени ...
Вхождение России в болонский процесс
Учебные цели 1. Понимать актуальность присоединения России к единому европейскому образовательному стандарту; 2. Знать основные проблемы вступления России в Болонский процесс; 3. Знать основные направления модернизации отечественной высшей школы в связи с Болонским процессом; Отводимое время – 2 ча ...
Разновидности дидактических игр
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взросло ...