Л.С. Выготский сформулировал очень важное положение о двух уровнях умственного развития: уровень актуального развития и уровень, определяющий зону ближайшего развития. Этот второй уровень психического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, соответствующих его интеллектуальным возможностям.
Последователи идей Л.С. Выготского – Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов – сформулировали следующие дидактические принципы развивающего обучения –
– обучение на более высоком уровне трудности;
– изучение материала более быстрыми темпами;
– ведущая роль теоретических знаний, обобщений, развивающих мышление ребенка.
Система развивающего обучения В.В.Давыдова противопоставлена им существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания – от общего к частному, от абстрактного к единичному. Такое понимание основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов.
Итак:
– цель развивающего обучения направлена на реализацию потенциальных возможностей личности в период ее наиболее интенсивного психического развития, а именно, во время начального образования;
– важнейшее условие развивающего обучения – ориентация личности “на зону ближайшего развития”, что позволяет полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям ребенка;
– обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности; усвоение знаний представляется как процесс и результат деятельности ученика;
– достоинствами развивающего обучения являются развитие познавательной самостоятельности и творческой активности обучающегося, формирование нравственных убеждений.
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это “тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности”. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Преподаватель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а обучающиеся пытаются сами решить проблему с помощью эвристических подсказок преподавателя. Процесс проблемного обучения уподобляется научному поиску.
Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории – “проблемная ситуация”. А именно:
– ситуация, характеризующая определение психического состояния субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете.
– интеллектуальное затруднение, когда человек не может объяснить явление, факт . известным ему способом действия ;
явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, способов деятельности;
начальный момент мыслительного процесса.
Основой создания проблемной ситуации служит противоречие. Важнейшим условием возникновения ситуации является наличие интереса. В педагогической литературе описано много всевозможных приемов создания. Загадки и хитрые вопросы, элементы историзма, необычное начало занятий и т.д.
Педагогами раскрыто большое разнообразие приемов создания проблемных ситуаций. При этом наиболее часто высказывается мнение, что основополагающим принципом их создания является соответствие специфике конкретного учебного материала. Но практическое решение определения специфики, а тем более, вопросы соответствия конкретной проблемной ситуации учебному материалу в дидактике остаются открытыми. Как отмечает А.М.Матюшкин, «подбор проблемных ситуаций определяется случайными факторами, происходит только лишь эмпирическим путем и предоставлен, в основном, творческой интуиции преподавателя». В связи с этим следует сказать об ограничениях использования проблемного обучения: построить всю дисциплину на идее проблемного обучения весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения;
Образование, педагогика, воспитание:
Главные задачи и основы содержания уроков чтения
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. ...
Методы научного исследования
Обязательным этапом исследования является выбор методов исследования, которые зависят от особенностей решаемых задач, специфики содержания проблем и возможностей исследования. Метод-путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ посредством которого показывается предмет наук ...
Экспериментальное определение уровня физического
развития и особенностей двигательного анализатора учащихся с нарушением
интеллекта
Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме навел нас на мысль о том, что процесс физической подготовки умственно отсталых детей следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Учащиеся школы VIII вида, как правило, отстают от нормальных школьнико ...