Кроме того, оно способствует: развитию творческих способностей; технического мышления; воспитанию культуры умственного труда; стремлению к самостоятельному приобретению знаний, в целом – к самообразованию; решению профориентационных задач, воспитанию любви к избранной профессии.
Дифференцированное обучение
В противовес малой разработанности проективного обучения в отечественной психолого-педагогической литературе широко представлены теоретические и практические разработки дифференцированного обучения. Определение его можно свести к двум позициям.
Первая – связана с профессиональной направленностью обучающихся и ведет к разделению школ по направлениям будущей специальности, то есть происходит дифференциация содержания образования. Авторами такого определения являются А.Е.Бибик, Л.Я.Зорина, М.П.Кашина, Л.М.Фридман.
Принципы построения системы обучения, дифференцированной по направлениям будущей специальности:
– некоторые педагоги предлагают построить эту систему по научно-теоретическим отделениям (физико-математическому, химическому, биологическому и гуманитарному).
– другие считают возможным дифференцировать старшие классы по научно-техническим направлениям производственного обучения, положив в основу особенности технологических процессов.
Вторая позиция сводится к особой организации обучения, характеризующейся прежде всего принципом индивидуализации. В.И. Загвязинский считает: “Цель дифференцированного обучения не столько в обеспечении необходимого уровня знаний, сколько в обеспечении наибольших сдвигов в развитии каждого”.
В русской классической педагогике вопросы индивидуального подхода учащихся через дифференциацию разработал К.Д.Ушинский. Ему принадлежит идея осуществления индивидуального подхода к ученикам в условиях коллективной работы класса.
Дальнейшее развитие теория дифференцированного обучения получила в работах Ю.К. Бабанского, И.Д. Бутузова, М.Д. Виноградовой, И.М. Чередова и др. Педагоги-исследователи рассматривают индивидуально-дифференцированный подход как единство двух тенденций: индивидуализации отдельных неповторимых сторон личностей, дифференциации, повторяющихся, типичных качеств. На практике это выглядит так: “Осуществив дифференциацию внутри более гомогенных групп учащихся, педагог осуществляет индивидуальный подход к обучающимся путем вариации учебных заданий, способов изложения учебного материала и др. с целью повышения эффективности учебного процесса”.
Развивающее обучение
В то же время в педагогике известна теория обучения, внедрение которой ограничивается рамками начального образования. Это теория развивающего обучения, ориентированная на развитие и реализацию потенциальных возможностей и способностей личности.
Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Согласно его точки зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, «ибо обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
В связи с этим Л.С. Выготский предлагает ориентировать обучение не на сложившиеся особенности умственного развития, а на еще только складывающиеся, “не приспосабливать содержание обучения к способностям, а вводить такое содержание, которое требовало бы новых, более высоких форм мыслей”. Переход процессов мышления на новую ступень и составляет основное содержание развивающего обучения.
Образование, педагогика, воспитание:
Краткая характеристика грамматического строя немецкого языка
в сопоставлении с русским
Пожалуй, ни один из аспектов обучения иностранному языку не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родному или иностранному языкам, но и вообще в системе образова ...
Механизм речи в концепции Н.И. Жинкина
Н.И. Жинкиным выявлено, что порождение и восприятие речи являются процессами поэтапной реализации внутренней программы, которая управляется речевым механизмом. Вне зависимости от трактовки речи как говорения или как процесса общения посредством говорения и слушания, закономерности функционирования ...
Применение активных методов обучения на уроках информатике
Тема"Анимация в Power Point" Цель: Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание дисциплинированности, правильностью посадки за ПК. Образовательная: проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные устройства ПК», «Создание презентации», научить применять аним ...