В последнее время все чаще предпринимаются попытки к созданию учебных символических игр, основанных на предметных знаниях фундаментальных дисциплин. Очевидно, что масштаб применения символических игр намного шире, чем у имитационных (деловых, управленческих). Они имеют практически неограниченную сферу теоретической деятельности и могут успешно применяться при изучении других фундаментальных дисциплин. При этом каждая учебная игра сохраняет актуальность в течение многих лет.
Игровая форма обучения – наиболее удачное и перспективное педагогическое нововведение последних лет. В процессе учебной игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенству и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения.
Концентрированное обучение
В современной психолого-педагогической литературе можно встретить термин “концентрированное обучение”. Г.И.Ибрагимов дает ему следующее определение: это “особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели (подобное обучение называют “погружением” в предмет, но, на наш взгляд, термин “концентрированное обучение” точнее отражает суть явления)”.
Цель этого метода состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.
Его признаки: непрерывность процесса познания и целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащегося; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Автор разработал технологию реализации концентрированного обучения в практике учебного процесса, предложив три модели организации.
Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета.
Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной единицы – учебного дня, сокращение количества изучаемых предметов, до одного – двух. Однако число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит из двух — трех блоков, а блок включает в себя последовательность основных форм организации обучения: лекция – с. р. – практическое занятие – зачет.
Третья модель концентрированного обучения предполагает одновременное и параллельное изучение не более двух – трех дисциплин, образующих модуль. При объединении предметов в модуль следует руководствоваться принципами преемственности, межпредметных связей.
Образование, педагогика, воспитание:
Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в
логико-математическом развитии дошкольников
Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна: быть доступной по содержанию, представлениям и форме; соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.); иметь ...
Коммуникативная компетенция как основная цель обучения
английскому языку как второму иностранному
Обучение второму иностранному языку имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения вторым иностранным языком считается приобщение к иной культ ...
Параметры, позволяющие диагностировать развитие креативности в процессе
музыкального школьного образования
Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики. ( ...