Однако события конца XIX века (убийство Александра II) провоцируют возврат к авторитарной политике правительства как в целом по стране, так и в области высшего образования. Студенческие беспорядки воспринимались властью как следствие «излишней вольности», как в поведении «учащихся», так и в поведении «учащих». Вследствие этого Устав 1871 г. явил собой выражение тенденций контрреформ, сокращение привилегий гимназиям, усиление регламентации. Характерно, что когда в 1880-е годы принимались законы, отменившие достижения 60-х годов, и был принят в 1884 г. один из реакционнейших университетских Уставов, Устав 1871 г. изменений не претерпел.
В конце XIX – начале XX в. новых Уставов не принималось, хотя всевозможные проекты Уставов разрабатывались и в 80-е годы при министерстве И.Д. Делянова (1882–1897), и в начале XX в. министрами Н.П. Боголеповым (1898–1901) и П.С. Ванновским (1901–1902). Как основной правовой документ продолжал действовать Устав 1871 г., но изменение общественной ситуации побуждало Министерство народного просвещения издавать множество дополнительных циркуляров, регламентирующих деятельность учреждений образования.
В первые годы после революции 1917 года новая власть приступила к культурным преобразованиям на основе коммунистической идеологии. Если в Российской Империи не было всеобщего права на образование не только ввиду его сословной ориентации, но и в силу целого ряда ограничений в праве на получение образования (по признакам пола, национальности, вероисповедания), то после февральской революции 1917 г. Временное правительство в своих законоположениях довольно последовательно пыталось внести в деятельность учебных заведений прогрессивные начала. 24 апреля 1917 г. разрешена организация совместного обучения, с июля 1917 г. директорами гимназий и прогимназий могли становиться и женщины (до этого начальницы были лишь в женских гимназиях, да и то без права председательствовать в педагогических советах, ибо это место принадлежало директору какой–либо мужской гимназии). В августе расширились права руководителей по подбору персонала, одновременно Временное правительство отменило ряд особо реакционных предписаний (о мерах по ограждению учебных заведений от преподавания неблагонадежных в политическом отношении элементов, о запрете на участие должностных лиц в политических партиях, о недопущении на учительские должности без личного согласия губернатора, о призыве к директорам проводить в жизнь в гимназиях лишь государственную идею и т.д.). Министерство народного просвещения при А.А. Мануйлове (со 2 марта по 2 июля 1917 г.) и при С.Ф. Ольденбурге (с 25 июля по 27 августа 1917 г.) разрабатывало важный основополагающий нормативный документ «Временное положение о средней общественной общеобразовательной школе», в котором упрощались требования к организации деятельности школ, расширялись права директора и изменялось само название: «лица, состоящие во главе педагогической коллегии, именуются одинаково – заведующими». Но широко обсудить, принять и ввести этот документ Временное правительство не успело.
В период Советской власти правовые нормы деятельности школ закладывались, в основном, в партийных документах, а затем транслировались и фиксировались в постановлениях правительства и приказах Комиссариата (затем Министерства) народного просвещения. 16 октября 1918 г. было издано «Положение о единой трудовой школе РСФСР» [12], которое стало основным нормативным документом, определившим правовое положение школы и ее должностных лиц. В этом Положении усилено внедрение коллективных начал в управление, школьный совет наделен полнотой власти в школе. Практически все вопросы школьной жизни, по этому документу, должны были решаться коллегиально. Однако уже к 1920 г. стало понятно, что коллегиальность в решении всех вопросов школьной жизни ведет к бесхозности школ, к отсутствию персональной ответственности за результаты деятельности школы, за обучение детей. В 1923 году был утвержден новый Устав школ, в котором был узаконен переход к единоначалию. Естественно, что Устав 1923 г. отражал те изменения, которые происходили в стране: медленное, но верное формирование административно-командной системы. В Уставе 1923 г. четко обозначалось, что «ответственность за руководство педагогической, хозяйственной, административной частью каждой школы возлагается на заведующего школой, который председательствует на школьном совете». Через 10 лет, в 1933 г. издается еще более жесткий по требованиям к деятельности образовательных учреждений Устав советской политехнической школы. В 1939 году издан еще один Устав школы, который был лишь опубликован в печати, но не оформлен как постановление правительства и может рассматриваться не столько как юридический документ, сколько как показатель уровня правовой предвоенной мысли, союзных органов народного образования.
Образование, педагогика, воспитание:
Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
В современном, полном контрастов и противоречий мире происходят значительные изменения и преобразования, которые отражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути развития в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как природ ...
Психолингвистические требования к методике обучения
английскому языку как второму иностранному
Введение второго иностранного языка в школе означает, что образование становится многоязычным: родной язык, первый иностранный, второй иностранный образуют уникальное лингвистическое явление - триглоссию. Вместе с тем, поскольку обучение любому языку неразрывно связано с культурой страны изучаемого ...
Уровни образования. Особенности организации и финансирования образования
Образовательная система Республики Кореи включает: дошкольные учреждения и детские сады, срок обучения в которых составляет от одного до трех лет; шестилетние начальные школы; трехлетние средние школы; трехлетние средние школы повышенной ступени; колледжи и университеты со сроком обучения в четыре ...